Фото Reuters
Французское правительство в среду представило план бюджета на 2014 год. Оно исходит из осторожных, но оптимистичных прогнозов и намечает экономию в 18 млрд. евро, названную премьером Жан-Марком Эйро битвой за рост. 80% суммы – урезание госрасходов, треть – сокращение социальных программ. Это настоящий разрыв с прежним политическим курсом социалистов, делавших ставку на рост налогов.Бюджет 2014 года составлен на волне сдержанного оптимизма. Он основан на прогнозе роста ВВП в 0,9% вместо прежней оценки в 0,7%. Во втором квартале текущего года страна преодолела рецессию и, по выражению министра экономики и финансов Пьера Московиси, вышла из «красной зоны». На этом фоне озвучены более осторожные предполагаемые показатели дефицита бюджета: 4,1% вместо 3,7% ВВП в 2013 году и 3,6% вместо 2,9% в 2014 году. Нужно сохранить рост, стимулировать деловую активность, побороть безработицу. Исходя из этих задач, правительство решило урезать расходы на 15 млрд. евро и повысить налоги на 3 млрд. евро.
Московиси подчеркнул, что в 2013 году сокращение дефицита было обеспечено на две трети за счет роста налогов и на одну треть – за счет сокращения госрасходов. В 2014 году ситуация будет обратной. Эта новость вызвала скепсис в кругах аналитиков. «Когда речь идет о налогах, французская администрация весьма эффективна, но в случае урезания бюджетных расходов она действительно должна доказать, что сможет это сделать. У нас есть сомнения, что она сможет полностью довести это до конца», – сказал экономист Societe Generale Мишель Мартине, который исходит из еще более низкого прогноза роста ВВП. Если опасения Мартине подтвердятся, то Франция не сможет достичь требуемого Еврокомиссией дефицита (ниже 3% ВВП) и в 2015 году.
Антисоциальный характер бюджета социалистов вызвал удивление. Даже то повышение налогов, которое все-таки предусматривает правительство, по мнению Monde и Figaro, обернется послаблением для предприятий и дополнительной нагрузкой для простых граждан, из карманов которых извлекут, скажем, возросший налог на добавленную стоимость. При этом предприниматели все равно остались недовольны и потребовали сокращения социальных расходов на 50 млрд. евро.
Председатель финансовой комиссии Национального собрания Жиль Карре (партия «Союз в поддержку народного движения») раскритиковал «неразумное изъятие денежных средств» у домохозяйств. Как заявила глава ультраправого Национального фронта (НФ) Марин Ле Пен, «ничего для роста и все для несправедливости – вот в двух словах проект бюджета в том виде, в каком правительство только что его представило». Глава НФ подчеркнула, что бюджет вдохновлен Еврокомиссией, требующей поскорее привести в норму показатель дефицита, и построен по модели времен Николя Саркози. Бюджет 2014 года для Ле Пен удобный случай изобразить Елисейский дворец как жертву в когтях Брюсселя и разоблачить его нежелание сокращать расходы в пользу ЕС и на поддержку евро, а также обрушиться на ношу иммиграции и поблажки промышленным концернам.
Дошло до того, что представитель Соцпартии Тьерри Мандон высказался в пользу отмены налогообложения сверхурочных рабочих часов – льготы, которую Саркози упразднил в 2007 году, а социалисты вернули в 2012-м. Левая Liberation и вовсе вышла с унизительным заголовком на первой полосе «Франсуа Олланд – президент бизнесменов». Так ведь называли Саркози, Олланд же пришел к власти под лозунгом борьбы с его курсом. В интервью Figaro парламентарии-социалисты признавались, что их очень задел этот заголовок, в особенности потому, что он отражает правду. «Нужно действительно вращаться в министерских сферах, чтобы думать, будто французы довольны политикой, которую мы проводим», – сокрушается один из них.