Министр экономики, торговли и промышленности Японии Тосимицу Мотэги сообщил о выделении более 473 млн. долл. для предотвращения утечек радиоактивной воды на АЭС «Фукусима-1». Этот шаг призван восстановить доверие населения и увеличить шансы Токио выиграть право на проведение Олимпийских игр 2020 года. Правящие либерал-демократы готовы, ликвидировав последствия аварии, восстанавливать атомную энергетику и развивать ее как одну из главных экспортных отраслей страны.
Компания – оператор станции TEPCO – утрачивает контроль над кризисом, возникшим после мощного землетрясения и цунами в 2011 году. Тогда из трех реакторов АЭС начала вытекать вода, которую накапливают в сотнях огромных резервуаров. Объемы уже превысили 338 тыс. тонн и растут со скоростью 400 тонн в день. И вот в прошлом месяце из одного из резервуаров вытекло свыше 300 тонн зараженной воды. Уровень тревоги был поднят до третьей ступени (из семи) по международной шкале атомных событий (INES), что соответствует формулировке «серьезный инцидент».
Это самое тяжелое происшествие за два с половиной года аварийного состояния «Фукусимы-1». Но ситуация может продолжить ухудшаться: в минувшие выходные специалисты заподозрили утечки и из других резервуаров. Кроме того, у TEPCO нет возможности контролировать потоки подземных вод, которые, невзирая на специальный барьер, проходят под станцией, облучаясь радиацией и унося ее в Тихий океан со скоростью 300 тонн в день. Ввиду этих обстоятельств на помощь пришло правительство во главе с премьер-министром Синдзо Абэ.
«Сегодня мы вырабатываем базовый политический курс, который станет фундаментальным решением проблемы с зараженной водой», – сказал во вторник Абэ. Власти собираются потратить более 322 млн. долл. на сложнейший технологический проект по замораживанию земли вокруг проблемных реакторов. Тогда подземные воды не будут затекать на территорию АЭС и уносить с собой радиоактивные частицы. На создание системы по снижению уровня радиации в загрязненной воде уйдет еще почти 151 млн. долл. Планы реализует комиссия министерского уровня.
Меры правительства, что называется, привязаны к моменту: Токио, расположенный в 230 км от «Фукусимы-1», соревнуется за право стать хозяином Олимпийских игр в 2020 году. В последний раз столица Японии принимала Игры в 1964 году. Пока Токио является фаворитом в гонке. По данным букмекеров, на него сделано 44% ставок. Правительству важно показать Международному олимпийскому комитету, что оно держит ситуацию под контролем, а заодно – вернуть доверие населения, которое подает в суд на нынешних и бывших руководителей TEPCO.
Самой аварии 2011 года был присвоен седьмой, высший уровень по шкале INES. Ранее его получала только авария на Чернобыльской АЭС 1986 года. Министр иностранных дел Японии Фумио Кисида в конце августа посетил Чернобыльскую АЭС с трехдневным визитом для обмена опытом в преодолении последствий ядерных катастроф. В том числе он встретился в Киеве с украинским коллегой Леонидом Кожарой. Стороны договорились провести совместные исследования влияния двух крупнейших в мире ядерных катастроф на окружающую среду.
Старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Николай Тебин в беседе с «НГ» пояснил, что компании TEPCO решить проблему с аварией в одиночку было бы очень трудно, так как для этого нужны большие капиталовложения. Технология замораживания стоит дорого. Помощь правительства TEPCO в кризисной ситуации выгодно отличает Либерально-демократическую партию (ЛДП) от находившейся до нее у власти Демократической партии Японии (ДПЯ), которая принимала запоздалые и неконструктивные меры.
«Еще перед выборами в нижнюю палату парламента в декабре 2012 года Абэ выступил за восстановление атомной энергетики, – отметил эксперт. – Эту же позицию он отстаивал и в преддверии выборов в верхнюю палату, состоявшихся в июле с.г. Характерно, что его противники ошиблись, сделав ставку на антиядерные настроения. В отличие от простых японцев они не приняли во внимание большие расходы на топливо для ТЭС. Абэ также получил около 1,5 миллиона голосов от Профсоюза атомной энергетики, объединяющего людей, занятых в отрасли».
Тебин напомнил и об угрожающем торговом дефиците, который возник из-за необходимости импортировать энергию. Поэтому, хотя сейчас все атомные реакторы закрыты, они вскоре возобновят работу по новым жестким правилам. Создаются запасные центры управления станциями. ЛДП готова развивать атомную энергетику и как экспортную отрасль. Абэ совершил ряд «атомных турне», подтвердив договоренность о строительстве АЭС с Вьетнамом и заключив такой же контракт с Турцией.