ЦРУ вышло в лидеры по финансированию среди спецслужб. На снимке – штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли (Виргиния). Фото Reuters
Американская разведка массово совершает кибератаки преимущественно против тех стран, которые сам же Вашингтон критикует за подобные действия. Как пишет Washington Post (WP) на основе документов, скопированных Эдвардом Сноуденом, главными мишенями являются Иран, РФ, КНР и КНДР. Те же страны подвергаются интенсивному шпионажу, однако, несмотря на колоссальный бюджет, спецслужбам США удается узнать далеко не все секреты.Только в 2011 году Вашингтон осуществил 231 кибератаку. Всего годом ранее прошли первые сообщения о кибератаках против иранского центра обогащения урана, организованных США и Израилем. Следовательно, появившиеся разоблачения не отпугнули администрацию Обамы, которая продолжила применять наступательную тактику. Президентским указом, подписанным в октябре прошлого года, глава государства получил право принимать решение о проведении таких операций.
Вместе с тем не ясно, какого рода были упомянутые кибератаки и имели ли они целью получение секретных данных, подтасовку сведений или нанесение вреда инфраструктуре и создание помех в ее работе (замедление соединения и т.д.). В отличие от дроновой программы детали которой начинают не только разглашаться, но и получать правовое обоснование, кибербезопасность остается полностью закрытой от публики сферой деятельности американских разведывательных и военных служб.
Документы также рассказывают о программе стоимостью 652 млн. долл. под кодовым названием GENIE, в рамках которой Агентство национальной безопасности (АНБ) внедряет специальные компьютерные коды в зарубежные сети для принятия решений о кибератаках. Для физической установки устройств используются ЦРУ и секретные американские военные службы. К концу текущего года «точек контроля» должно быть около 85 тыс., в планах – довести число до нескольких миллионов.
Быстрое наращивание объектов слежки стало возможным за счет автоматизированной системы анализа данных TURBINE и значительного роста персонала. Директор АНБ и начальник Киберкомандования генерал Кит Александер недавно отчитался о создании 40 кибергрупп, 13 из которых – наступательные. «Политическая дискуссия изменилась, и теперь большее внимание уделяется наступательным опциям», – говорит бывший замминистра обороны Уильям Линн III.
Ранее WP на основе других документов, обнародованных Сноуденом, уже сообщала о том, что ЦРУ и АНБ занимаются наступательными кибероперациями. Газета писала о монструозной империи, разведке США, гораздо более мощной, чем во времена холодной войны. 16 спецслужб, где работают свыше 107 тыс. сотрудников, в этом году получили в рамках теневого финансирования 52,6 млрд. долл. (плюс 23 млрд. на отдельные военные программы). Самый крупный бюджет у ЦРУ – 14,7 млрд. долл.
Одна из деталей сообщения заключается в том, что шпионаж ведется как за врагами, так и за друзьями США. Пакистан назван «целью, трудной в обработке». Отмечается, что контрразведка «стратегически направлена против таких приоритетных целей, как Китай, Россия, Иран, Куба и Израиль». Слежка за властями ИРИ, КНР и РФ затруднена, но самой малодоступной остается КНДР. Так, о намерениях северокорейского лидера Ким Чен Ына не известно ровным счетом ничего.
О важности кибератак для США свидетельствует и то, что они входят в число пяти приоритетных направлений в работе разведки наряду с контртерроризмом, противодействием распространению ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, информированием американских властей о значимых зарубежных событиях и контрразведкой. Всего с момента терактов 11 сентября 2001 года на деятельность разведки было истрачено свыше 500 млрд. долл.
Тем не менее пробелов еще много. К ним относятся уровень безопасности ядерных компонентов в Пакистане при их транспортировке, возможности китайского истребителя нового поколения и предполагаемый ответ российского правительства на «потенциально дестабилизирующие события в Москве, такие как масштабные протесты и теракты». Большие силы брошены на сбор данных по средствам противохимической защиты России, а также био- и химлабораториям Пакистана.
По мнению New York Times, новые разоблачения могут создать Обаме дипломатические трудности. Президент приложил немало усилий, чтобы убедить Пекин прекратить кибератаки, большая часть которых представляла собой похищение интеллектуальной собственности, включая корпоративные секреты и схемы истребителей F-35. Делалось это в том числе и в финансовых целях. Однако Китай в ответ обвиняет США в таких же кибератаках – и получает все больше оснований.
Публикация секретных данных Обаме не на руку и может завести и так малопродуктивные переговоры с КНР в тупик. И хотя Пентагон в свое оправдание заявляет, что не занимается экономическим шпионажем, похищение военных и разведывательных секретов вкупе с перехватом телекоммуникационных сообщений едва ли можно назвать меньшим грехом. Отметим, что наступательные статьи – это две трети бюджета кибербезопасности США, равного 1,02 млрд. долл.