Группа инспекторов ООН в колонне из шести машин прибыла в район, где могло быть применено химоружие. Фото Reuters
Эксперты ООН вчера приступили к работе на месте предполагаемой химатаки, однако позиция Белого дома в отношении Дамаска ужесточается. Вашингтон считает согласие сирийских властей запоздалым и при поддержке Лондона и Парижа продолжает создавать коалицию сторонников вооруженного вмешательства. Однако два других постоянных члена Совета Безопасности ООН – Россия и Китай – настаивают на политическом решении.Как пояснил вчера на экстренной пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров, сейчас вокруг Сирии нагнетается истерия. «Происходит массивное наращивание боевых средств в регионе, звучат призывы и даже угрозы применения военной силы против режима Асада», – подчеркнул Лавров.
По словам главы российской дипломатии, госсекретарь США Джон Керри в телефонном разговоре обещал ему внимательно изучить аргументы России против военной операции в Сирии и связаться с ним еще раз.
«Я слышал с большой тревогой, что уже из Парижа и Лондона раздаются заявления о том, что НАТО может вмешаться, для того чтобы уничтожить химическое оружие в Сирии, и без разрешения Совета Безопасности ООН. Это очень опасная и скользкая стезя, – отметил министр. – Применение силы без санкции Совета Безопасности ООН является грубейшим нарушением международного права». Он уверен, что внешнее вмешательство, не санкционированное международным сообществом, резко ухудшит ситуацию в «стране, которую как бы спасали от диктатуры».
«Информационный вброс про химическую атаку в районе Гута произошел в тот самый момент, когда российско-американские эксперты готовились к очередной встрече по подготовке Женевской конференции. То, что начавшаяся истерия объективно будет работать против созыва этого форума, не вызывает никаких сомнений. Возможно, в этом и состоит одна из целей, которые преследуют авторы этой новости», – предположил Лавров. По мнению министра, организовать Женеву-2 в сентябре уже нереально.
Позицию Москвы разделяют в Пекине, там поддерживают созыв Женевы-2. Глава китайского МИДа Ван И заявил: «Все стороны должны очень осторожно относиться к вопросу о химоружии в Сирии, так как следует избегать вмешательства извне в попытки политического урегулирования сирийской проблемы».
Обеспокоенность РФ и КНР связана с тем, что США сплачивают коалицию западных и ближневосточных стран, готовых к интервенции в Сирии, даже если не удастся добиться санкции СБ ООН. Вот что сказал в интервью Би-би-си министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг: «Можно ли ответить на химическое оружие без полного единства в Совете Безопасности ООН? Думаю, что да, иначе было бы невозможно отвечать на столь грубые нарушения, на подобные преступления, а я не думаю, что такая ситуация допустима». Того же мнения придерживается и глава турецкой дипломатии Ахмет Довутоглу. По его словам, в настоящее время 36 или 37 стран обсуждают альтернативные Совбезу варианты.
Вероятно, Довутоглу имел в виду в том числе и встречу в Аммане. Переговоры с участием генералов из Саудовской Аравии, Катара, Турции, Великобритании, Франции, Германии, Италии, США и Канады начались в воскресенье вечером и продлятся три дня. Скорее всего по итогам этих консультаций и будет принято решение о создании антисирийской коалиции и военном сценарии. Недаром глава французского МИДа Лоран Фабиус подчеркнул, что Франция и другие западные страны выработают общую позицию по Сирии в ближайшие дни.
По гипотетическому сценарию, первый удар должен быть нанесен с моря, так как сирийская авиация слишком мощна. Как пишет Telegraph, корабли ВМС Великобритании, вышедшие на учения в Средиземное море, готовы присоединиться к американским эсминцам для нанесения ударов крылатыми ракетами, а военное командование завершает составление списка потенциальных целей. Согласно данным правительственных источников, бомбардировка может начаться в течение ближайшей недели.
Журналист Ричард Фернандес на сайте мнений PJ Media делает предположения по поводу того, какие корабли могут быть задействованы в сирийской кампании с американской стороны. Во-первых, это атомные субмарины класса «Огайо» Georgia и Florida. Последняя участвовала в ливийской операции и нанесла более 90 ударов крылатыми ракетами по авиабазам. Во-вторых, эсминцы Mahan, Gravely, Barry и Ramage в Средиземном море. В-третьих, авианосцы Nimitz и Truman, патрулирующие Персидский залив и Красное море.
Что касается авиации, то, как указывает Guardian, у Франции в ОАЭ имеются самолеты Rafale и Mirage, хотя более вероятно использование авиабаз США в Инджирлике и Измире (Турция) или британской базы Акротири на Кипре. Газета также пишет о возможных ударах с реактивных самолетов Tornado крылатыми ракетами Storm Shadow, которые имеют достаточный радиус действия, чтобы позволить пилотам не приближаться на опасное расстояние к объекту. Кроме того, в Иордании у США есть истребители F-16.
В Конгрессе США мнения по поводу того, станет ли Обама запрашивать разрешение законодателей, разнятся. При этом сенаторы-республиканцы усиливают давление на Белый дом, утверждая, что Вашингтон «слишком долго остается на обочине».
Экс-госсекретарь Колин Пауэлл уверен: США не должны тешить себя иллюзиями, что они в состоянии предопределить исход конфликтов в Сирии и Египте. «Мы можем быть готовы помочь людям, когда проблемы разрешились, – отметил Пауэлл. – Но это внутренние конфликты, и стороны внутри этих стран должны сами разобраться между собой». Как пояснил бывший госсекретарь, он имел дело с Асадом и не испытывает к нему уважения, но в отношении его противников у него еще меньше уверенности.