Фото Reuters
Процесс над Бо Силаем, бывшим членом политбюро ЦК КПК, руководителем коммунистов в городе Чунцин, мог бы послужить сюжетом для кинофильма. В субботу китайские пользователи Интернета могли наблюдать за одним из самых драматичных эпизодов суда. Обвиняемый назвал Ван Лицзюня, своего бывшего подчиненного, шефа полиции города, лжецом и мошенником.
Показания бывшего правоохранителя, который сам ранее получил тюремный срок, дали следствию основание обвинить Бо в том, что он пытался скрыть участие Гу Кайлай, его жены, в убийстве английского бизнесмена Нила Хэйвуда. Как уже рассказывала «НГ», Хэйвуд был деловым партнером этой женщины, помогая ей выводить валюту за границу. Средства шли на обучение сына партийного руководителя. Но партнеры не поделили деньги, и разгневанная китаянка с помощью прислуги отравила британца.
Как показал в суде бывший полицейский, Бо ударил его кулаком по лицу после того, как правоохранитель сказал, что супруга начальника совершила убийство. На это подсудимый ответил, что никак не мог ударить Вана кулаком, так как не владеет китайским кикбоксингом. Цель Вана – ввести в заблуждение публику. Партийный руководитель не верил тогда, что было совершено убийство.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Людмила Кондрашева отметила, что осенью «должен состояться пленум ЦК КПК, на котором будут решаться важные вопросы развития страны. Руководство могло бы отложить слушания, но оно не боится будоражить общественное мнение. Суд должен показать, что никто не стоит выше закона, что не народ должен служить элите, а элита должна служить народу. Конечно, пока рано говорить, насколько объективным был процесс. Но ведь и дело Бо Силая довольно противоречивое. С одной стороны, он немало сделал для простых людей, репутация у него в городе неплохая. С другой стороны, сам попал в лапы коррупции».
Поскольку лидер коммунистов Чунцина был, можно сказать, знаменем левых элементов в партии, ратующих за возрождение традиций, завещанных Мао Цзэдуном, большой резонанс приобретает вопрос о том, причастен ли он к финансовым махинациям жены. Гу Кайлай, сама находящаяся в заключении, дала показания против мужа. Он, будучи градоначальником города Далянь, якобы принимал дары от богатого бизнесмена и положил в карман 800 тыс. долл. Бо заявил, что не брал денег, а если их брала жена, то он не знал об этом. Фактически их брак давно распался. Он назвал супругу психически нездоровой.