Фото Reuters
Вашингтон расследует связи крупнейшего в мире производителя программного обеспечения Microsoft с бизнес-партнерами, которые предположительно подкупали чиновников в России и других странах мира, чтобы получить контракты. Это уже второй за последние дни коррупционный скандал, связанный с деятельностью компаний США за рубежом. Ранее американская пресса сообщила о похожей проверке, проводимой в отношении гонконгского отделения JPMorgan, принимавшего на работу отпрысков китайского истеблишмента.Ранее Wall Street Journal писала, что юристы Министерства юстиции США и Комиссии по ценным бумагам и биржам проводят предварительную проверку информации об откатах, поступившей от экс-представителя Microsoft в Китае, а также взаимоотношений корпорации с торговыми посредниками и консультантами в Румынии и Италии. Теперь круг подозреваемых расширился. Как полагают, реселлер Microsoft в России, добиваясь заключения сделки, подкупил руководство некоей неназванной телекоммуникационной компании.
Кроме того, в Пакистане корпорация уполномочила туристическую консалтинговую фирму оплатить госчиновнику из провинции Пенджаб и его жене пятидневное путешествие в Египет в декабре 2009 года с целью получения трехлетнего контракта на поставку властям программ Microsoft Office. Поездка включала авиаперелет бизнес-классом и проживание в фешенебельном отеле. Через три месяца компания получила искомый контракт стоимостью 9 млн. долл. Все данные были напрямую направлены в Microsoft анонимными информаторами в последние восемь месяцев.
Пока ни корпорации, ни ее бизнес-партнерам не предъявлено никаких обвинений. Как пояснил вице-президент и заместитель генерального юрисконсульта Miscosoft Джон Фрэнк, компания серьезно относится к павшим на нее подозрениям вне зависимости от их источника, полностью взаимодействует с властями по всем расследованиям, а также проводит внутреннюю проверку. На такие мероприятия Miscosoft регулярно тратит миллионы долларов, чтобы представить результаты властям и добиться послабления или отмены санкций за нарушения.
«Дело Miscosoft» – одно из десятков дел, которыми Вашингтон занимается в рамках закона 1977 года о борьбе с практикой коррупции за рубежом. Он запрещает американским компаниям подкупать иностранных чиновников, прямо или через посредников. Так, на днях New York Times сообщила, что Комиссия по ценным бумагам и биржам проверяет, действительно ли офис банка JPMorgan в Гонконге принимал на работу детей китайских чиновников. Связи с политической и предпринимательской верхушкой в Китае могут сыграть ключевую роль в заключении больших сделок.
В частности, речь идет о сыне председателя финансовой госкомпании China Everbright Group и дочери чиновника китайских железных дорог, который впоследствии был арестован по обвинению в получении денежных взяток в обмен на госконтракты. JPMorgan пригласил их к сотрудничеству с очевидной целью продвижения бизнеса. Как указывает Reuters, Bank of America, Citigroup, Credit Suisse, Goldman Sachs, Macquarie – вот лишь несколько банков, которые за последние пять лет «провинились» в найме отпрысков высокопоставленных китайских чиновников.
В беседе с «НГ» эксперт в сфере телекоммуникаций Максим Букин отметил, что в коррупционные скандалы попадали разные компании – Siemens, Chrystler и другие, однако репутация корпорации Microsoft не вызывает сомнений. Взятки, данные американским бизнесом чиновнику в любой стране мира, на территории США считаются преступлением. Нарушителя ждут очень серьезные последствия – вплоть до тюремного заключения и громадного штрафа. Поэтому трудно представить себе, чтобы представительства Microsoft могли заниматься подобными вещами.
«В России Microsoft давно и плотно работает с органами власти, крупными коммерческими и государственными компаниями, федеральными унитарными предприятиями, – рассказал эксперт. – Не думаю, что такая крупная компания нуждалась во взятках, чтобы продвигать свою продукцию, которая и так известна на российском рынке. Впрочем, не исключено, что корпорацию подставили ее партнеры – особенно линейные менеджеры, которые очень хотели получить бонус за успешную сделку. Обычный бизнес-конфликт (особенно неудача в тендере по поставкам крупных решений для управления предприятием) также мог послужить причиной подобных проверок».
О какой российской телекоммуникационной компании могла бы идти речь? Американская пресса пока не конкретизирует этого, предпочитая осторожные формулировки. По мнению Максима Букина, вероятно, это связано с тем, что речь идет о публичных компаниях, для которых подобный скандал может стать причиной падения стоимости акций.