Перед зданием суда проведен пикет с требованием справедливого рассмотрения дела. Фото Reuters
Еще пару лет назад Бо Силай, сын героя гражданской войны и секретарь партийной организации 30-миллионного города Чунцин, считался восходящей звездой партии. Наблюдатели называли его претендентом на пост в Постоянном комитете Политбюро, который осуществляет повседневное руководство Поднебесной.
Однако, как ожидают, сегодня Бо предстанет перед судом по обвинению в коррупции, получении взяток и злоупотреблении служебными полномочиями. Процесс будет проходить в городе Цзинань, столице провинции Шаньдун, то есть вдали от Пекина. Дело в том, что власти хотят как можно меньшего резонанса от этого дела, которое бросает тень на самую верхушку правящей элиты.
Причем беда не только в том, что Бо оказался «паршивой овцой» в стаде. Он еще осмелился проводить политику, отличавшуюся от линии Пекина. В то время как правительство призывало к углублению рыночных реформ, Бо ратовал за расширение государственного сектора.
По его настоянию за счет казны было построено много жилья для простых людей. В сфере идеологии хозяин Чунцина не чурался пропаганды идей Мао Цзэдуна и его культурной революции. Это снискало Бо популярность среди пенсионеров, рабочих-мигрантов из деревни да и, возможно, других слоев. Характерно, что перед началом слушаний перед зданием суда провела пикет с плакатами небольшая группа людей. По сообщению агентства Reuters, на одном плакате было начертано: «Мы следим за тем, чтобы суд был справедливым».
В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил, что этот процесс «можно сравнить с самым громким процессом в эпоху после смерти Мао – судом над его женой Цзян Цин и ее сообщниками по так называемой «банде четырех». Тактика властей состоит в том, чтобы исключить из слушаний политическую составляющую, свести все к мздоимству и злоупотреблению полномочиями. Но среди населения, да и в истеблишменте многие видят политическую подоплеку в деле Бо. И сочувствуют ему. С точки зрения этих людей, он добивался того, чтобы государство больше заботилось о социальной справедливости. И когда разразился скандал, это было как ушат холодной воды для приверженцев левой идеи».
Власти заинтересованы в том, чтобы поставить точку в деле задолго до того, как осенью соберется на заседание пленум ЦК КПК. Руководство надеется, что Бо признает свою вину. Это позволит смягчить вердикт и вывести из-под удара его сына, который обучается в университете в США. Если смертного приговора не будет, то, кто знает, может быть, осужденного и выпустят через какой-то срок.
«Но если Бо признает себя виновным, это станет сильным ударом по его сторонникам. Тем не менее левая идея никуда не денется. И не исключено, что лет через 30 китайцы будут вспоминать не о том, сколько денег взял Бо Силай, а как он заботился об интересах труженика», – заключил эксперт.
Однако процесс над чиновником высшего ранга осложняется тем, что в него втянуты иностранные государства. Это прежде всего Великобритания. Дело в том, что бизнес-партнером Гу Кайлай, жены партийного руководителя, был англичанин Нил Хэйвуд. Они создали фирму, которая проводила незаконные трансакции из Китая для оплаты обучения сына высокопоставленных супругов в США и Британии. Потом Хэйвуд и Гу рассорились, вероятно, потому, что британец шантажировал разоблачением и требовал слишком большого отката. Разгневанная китаянка с помощью слуги отравила партнера цианистым калием.
Все это вскрылось на суде, состоявшемся в прошлом году. Гу Кайлай признали виновной и приговорили к высшей мере, правда, с отсрочкой исполнения приговора. На практике это означает длительный тюремный срок. Британская пресса писала, что покойный Хэйвуд был связан с секретной службой MI6. Так оно или нет, но родственники отравленного предпринимателя требуют компенсации от семьи Бо Силая. То есть косвенно они тоже участвуют в начинающемся судебном процессе.