Гленн Гринвальд (слева) встретил Давида Миранду в Рио-де-Жанейро после унизительного задержания в Лондоне. Фото Reuters
Власти Великобритании добились от газеты Guardian уничтожения разоблачительных материалов, переданных экс-сотрудником ЦРУ США Эдвардом Сноуденом. Однако издание продолжит публикацию статей о деятельности американских и британских спецслужб. Об этом сообщил главный редактор Guardian Алан Расбриджер в опубликованной вчера авторской колонке.Подробности давления на Guardian со стороны британских властей появились на фоне вызвавшего скандал девятичасового допроса бразильца Давида Миранды – партнера журналиста издания Гленна Гринвальда. Они зарегистрировали свои отношения в Рио-де-Жанейро, и там же Гринвальд готовил большую часть сюжетов по секретным материалам, переданных ему Эдвардом Сноуденом. Миранду задержали в воскресенье утром в лондонском аэропорту «Хитроу», допросили и конфисковали все электронные устройства и носители информации.
Как рассказал в своей авторской колонке Алан Расбриджер, еще два месяца назад ему начали звонить «очень серьезные правительственные чиновники, заявлявшие, что действуют в интересах премьер-министра». Затем у редактора состоялись две встречи с представителями властей, в ходе которых от него потребовали возврата или уничтожения всех секретных материалов, которые газета получила от Сноудена.
«Поиграли, и хватит. Теперь отдавайте нам», – цитирует Расбриджер одного из сотрудников британского МВД. Несмотря на объяснения главреда, что материалы, посвященные переданным Сноуденом секретным документам, подготовлены в нью-йоркской редакции, Расбриджеру дали понять, что изданию может грозить судебный иск. И вот редакцию в Лондоне навестили агенты из Штаба правительственной связи (GCHQ) – аналога американского Агентства национальной безопасности, – на глазах у которых компьютеры с материалами Сноудена были практически стерты в порошок. «Теперь можно отозвать черные вертолеты», – пошутил один из агентов после этого.
«Это был один из безумнейших моментов в долгой истории Guardian», – пишет Расбриджер. В отличие от редактора власти Великобритании «были этим удовлетворены». Впрочем, судя по всему, радоваться особенно не стоит: Guardian продолжит «терпеливо и старательно» готовить репортажи по документам Сноудена, хотя делать это будет не в Лондоне.
Конфискация ноутбука, телефонов, жестких дисков и камеры Миранды также не окажет влияния на работу Гринвальда. Напротив, журналист пообещал: «Я намерен писать более агрессивно, чем раньше; я собираюсь опубликовать еще больше документов». Тем более что в его распоряжении имеется множество секретных сведений о программах слежки британских спецслужб. Таким образом Гринвальд отомстит Лондону за девятичасовой допрос его партнера, который он квалифицировал как запугивание и травлю.
Вернувшийся в Рио Миранда рассказал о своих злоключениях в транзитной зоне «Хитроу»: «Мне постоянно угрожали и говорили, что посадят за решетку, если я не буду с ними сотрудничать. Мне угрожали, будто я какой-то преступник или собираюсь совершить нападение на Великобританию». По словам Миранды, ему ни разу не дали позвонить Гринвальду и не предоставили переводчика. Он находился в комнате с семью спецагентами, которые задавали ему различные вопросы, в том числе о причинах народных протестов в Бразилии. При этом англичане не переставали произносить слово «тюрьма».
Неудивительно, что Расбриджер в своей колонке предупредил: от транзитной зоны «Хитроу» надо держаться подальше как от «места, крайне опасного». Еще он предостерег от создания в Британии государства тотального контроля, угрожающего свободе слова и прессы. «Вскоре может оказаться, что журналисты будут лишены возможности иметь конфиденциальные источники, – пишет главред Guardian. – Большая часть журналистской работы, как и вся жизнь современного человека, оставляет слишком много цифровых следов».
Миранда намерен через суд добиваться, чтобы полиция Лондона не проверяла изъятые у него материалы. Она уже заявила, что бразилец был арестован и отпущен на свободу в полном соответствии с законом о терроризме. Он был принят в 2000 году и действует в аэропортах, портах и пограничных зонах. Согласно статье 7 закона, власти имеют право задерживать и допрашивать людей на срок до девяти часов, после чего подозреваемого должны либо отпустить, либо официально арестовать. Британские правозащитные организации неоднократно критиковали эту статью, заявляя, что власти используют ее для оправдания произвольных арестов путешествующих лиц, в первую очередь мусульман.
МИД Бразилии выразил беспокойство по поводу инцидента в «Хитроу», который, по словам ведомства, «не имеет оправданий», поскольку речь идет о лице, против которого не было никаких обвинений, служащих основанием для применения закона о терроризме. Белый дом, в свою очередь, поспешил дистанцироваться от задержания Миранды. По словам его представителя Джоша Эрнеста, решение было принято британским правительством без участия США и «не по нашему запросу».