Фото Reuters
Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, получивший в России статус временного беженца, может уже сейчас работать в России, а со временем и получить российское гражданство. В настоящее время он ждет приезда отца и адвоката. По данным иностранных СМИ, периодически публикующих материалы о деятельности спецслужб со ссылкой на данные Сноудена, в распоряжении расследовательского интернет-сайта WikiLeaks имеется еще значительное количество полученных от него документов.Сноуден уже может работать в России, но не в государственных учреждениях, сообщил вчера Интерфаксу глава Общественного совета при ФМС Владимир Волох. По его словам, статус временного беженца дает Сноудену право работать в России, но не в госучреждениях, а через несколько лет он сможет претендовать на упрощенный порядок получения российского гражданства. В этом случае ограничения, касающиеся возможности работы в госаппарате, будут сняты.
Бывший сотрудник ЦРУ и АНБ США ожидает прибытия в Москву своего отца Лона, а также адвоката и друзей. Имена последних неизвестны. По данным, полученным вышеназванным агентством, об их прибытии станет известно после встречи с Эдвардом Сноуденом. Каких-либо контактов этой группы лиц с прессой не предполагается.
Тем временем журнал New York Times Magazine, приложение к одноименной газете, публикует пространное интервью с двумя журналистами, оказавшими помощь Эдварду Сноудену в продвижении его разоблачительных материалов в печать. Репортер Олаф Беккер встретился с ними в Рио-де-Жанейро. Это Лора Пуатра, независимый продюсер документальных фильмов, и корреспондент английской газеты Guardian Гленн Гринуолд. Оба журналиста были известны выступлениями с критикой иракской войны и действий спецслужб США.Американские власти включили имя Лоры Пуатры в список лиц, подлежащих тщательному досмотру в аэропортах, и это делалось на протяжении нескольких лет. Гленн Гринуолд известен как журналист с левыми политическими убеждениями.
Известность Пуатры и Гринуолда как журналистов, критикующих американские власти, привлекла к ним внимание Эдварда Сноудена, когда он решил предать гласности документы о чрезвычайно широких масштабах вмешательства АНБ в личную жизнь американских граждан и перехвата им каналов связи в других странах.
Как вспоминает Лора Пуатра, Сноуден вышел на нее в январе с.г. по Интернету и, не представившись, сообщил, что обладает важными сведениями, которые хотел бы ей сообщить. При этом он предупредил, что американские спецслужбы осуществляют контроль за перепиской журналистов и им следует в дальнейшем использовать способы шифрования информации. Сноуден объяснил, как это надо делать.
С подобным предложением он обращался и к Гринуолду. Как сообщает журнал, Пуатра и Гринуолд, хорошо знакомые между собой, обсудили предложение Сноудена о встрече в ходе одной из международных конференций. Хотя они и опасались провокации со стороны ФБР, но все же поверили Сноудену. Началась переписка.
В мае Сноуден пригласил собеседников на встречу в Гонконге. Она прошла как эпизод из фильма-триллера. Оба журналиста пришли в условленное время к названному Сноуденом ресторану и там увидели молодого человека с кубиком Рубика в руках. Его молодость поразила Лору Пуатру, так как у нее сложилось впечатление, что она имеет дело с очень опытным человеком. В ходе состоявшейся затем беседы они нашли общий язык. Вскоре о пребывании Сноудена в Гонконге стало известно СМИ, и журналистам пришлось покинуть Гонконг. Свои публикации они готовили уже в Бразилии.
Пуатра и Гринуолд опасаются преследований со стороны властей США, если они окажутся на американской территории. Они заявляют, что Вашингтону лучше этого не делать, так как в распоряжении сайта WikiLeaks есть еще кое-какие документы Сноудена. Они будут в таком случае преданы гласности.