Washington Post – некогда ведущее издание Америки. Фото Reuters
В американской столице объявлено о продаже газеты Washington Post, одной из самых влиятельных в США, магнату из сферы интернет-торговли Джеффри Безосу. Сделка, вторая за последние дни вслед за продажей компанией New York Times массачусетской газеты Boston Globe, шокировала круги американских средств массовой информации как свидетельство дальнейшего падения роли печати в обществе и ее веса в бизнесе.Шок, как сообщают американские СМИ, испытали прежде всего сотрудники редакции Washington Post, собравшиеся во второй половине дня в понедельник в зале заседаний. Для них полной неожиданностью стало объявление, которое зачитал председатель правления компании, главный редактор газеты Дональд Грэм: издание переходит в руки гендиректора крупнейшего в мире интернет-ритейлера Amazon.com Inc. Джеффри Безоса. «Мрачно и с неверием», как сообщают, прореагировали собравшиеся на новость, что владельцем газеты стал человек, в мире печати до этого не игравший никакой роли. Поразила сотрудников и низкая стоимость газеты, обладающей собственной типографией, – 250 млн. долл.
Влиятельнейшее американское издание Washington Post 80 лет является собственностью одной семьи. Видный американский финансист Юджин Мейер (впоследствии первый глава Всемирного банка) купил обанкротившуюся во время Великой депрессии газету на аукционе в 1933 году за 825 тыс. долл. Это был его подарок дочери Кэтрин. Позже она была фактическим руководителем издания и разраставшейся медиакомпании. Хотя формально ее главой какое-то время (до своего самоубийства) выступал муж Кэтрин Филипп Грэм.
Тогда газета достигла пика влияния и международной известности. Она прославилась освещением Уотергейтского скандала, приведшего к отставке президента США Ричарда Никсона. Газета лидировала во всестороннем освещении работы органов федеральной власти, не останавливаясь перед преданием гласности различных утечек и скандалов.
Однако в последнее годы ее влияние и доходы от рекламы неуклонно падали. Тираж снизился с 832 тыс. экземпляров в 1993 году до 474 тыс. в нынешнем, численность персонала – с 1 тыс. человек до 640. По популярности в стране газета сползла с одного из первых мест на седьмое.
Свидетельством ухудшившегося финансового положения стало объявленное в феврале этого года намерение владельцев продать помещение редакции в одном из центральных кварталов Вашингтона. И вот – продажа газеты и ряда связанных с ней местных изданий за 250 млн. долл. «Всего несколько лет назад такая цена была немыслима», – говорится в посвященной этому событию статье в New York Times, ведущем конкуренте вашингтонской газеты.
Впрочем, New York Times признает, что в минувшую субботу она осуществила подобную сделку – продала за 70 млн. долл. газету Boston Globe и другие издания, входящие в New England Media Group, приобретенную ею в 1993 году за 1,1 млрд. долл.
Сделка по приобретению Washington Post должна быть закрыта в течение ближайших 60 дней. Для чего Джеффри Безос приобретает издание? Ответ на этот вопрос пока не просматривается. Известно лишь, что Washington Post куплена им «не ради получения прибыли», она будет принадлежать ему отдельно от корпорации Amazon.
В письме на сайте Washington Post Безос заявил, что не будет вмешиваться в нюансы газетного бизнеса и не будет менять ценности газеты. В подтверждение этих слов он оставляет на своих постах нынешнее руководство редакции. В то же время, по его словам, в ближайшие годы определенные изменения в издании все же произойдут. «Интернет трансформирует почти все аспекты новостного бизнеса: новостной цикл ускоряется, считавшиеся надежными источники выручки иссякают, появляются новые виды медиа, которые не требуют особых затрат на сбор информации либо вообще обходятся без них», – заявляет он, не давая разъяснений.
Что касается других американских изданий, то они видят в названных выше сделках двух важнейших газетных компаний прежде всего свидетельство ухудшения финансового положения американской печати. Сообщается, что с 2007 по 2012 год выручка газет США от размещения рекламы упала на 55%. Снижаются популярность и тиражи газет, а с ними и их влияние.