Несмотря на успехи, конголезской армии пока не удается самостоятельно справиться с повстанцами. Фото Reuters
Вчера в 19 часов по Москве в ДР Конго истек ультиматум ООН, которая во вторник пригрозила разоружить повстанцев движения М23, если в течение 48 часов те не сделают этого добровольно. Таким образом, в ближайшие дни может быть опробована на практике новая бригада ООН, имеющая мандат на применение силы. Впервые вооруженное формирование находится под командованием ООН, а не стран, которые направили солдат.В ДР Конго создается «интервенционная бригада» численностью в 3 тыс. человек из Танзании, ЮАР и Малави. Она должна быть полностью сформирована к сентябрю, но уже укомплектована солдатами не менее чем на 70%. Для защиты мирных граждан бойцы имеют мандат сроком до 31 марта 2014 года на разоружение группировок, противостоящих правительственным войскам (прежде всего речь идет о «Движении 23 марта»).
Вооруженная бригада присоединится к находящимся в Конго миротворцам (их более 17 тыс.). Конфликт длится свыше 15 лет, и ООН часто подвергалась критике за пассивность и невмешательство. Между тем организация потратила с 1999 года на усилия в Конго 10 млрд. долл. и отправила туда одну из крупнейших миссий. В июле вновь обострилась ситуация вокруг города Гома, который повстанцы захватили и более недели удерживали в минувшем ноябре. Во вторник ООН предупредила, что близ него объявляется зона безопасности. Это значит, что любой человек, замеченный в ней с оружием (если он только не представитель армии), будет разоружен. В случае попытки сопротивления это сделают силовым методом.
СБ ООН в марте утвердил резолюцию, предложенную Францией, США и Того, о создании «интервенционной бригады» в Конго. Как сообщил «НГ» вице-президент Российской ассоциации международного права, профессор Дипломатической академии МИД РФ Олег Хлестов, с точки зрения международного права и устава ООН применение вооруженной силы по решению СБ для пресечения актов агрессии правомерно. «В дальнейшем СБ стал рассматривать и так называемые внутренние вооруженные конфликты – подавление повстанцев, террористов и других антиправительственных элементов, – отметил эксперт. – Правда, сначала ООН выясняет ситуацию, и если противоборствующие стороны приходят к перемирию, то СБ подталкивает их к переговорам. Однако если вооруженная борьба внутри страны продолжается и это ведет к значительному ущербу экономики и гибели мирного населения, то СБ имеет право санкционировать применение вооруженной силы. Но для этого нужно, чтобы все постоянные члены СБ (РФ, США, КНР, Франция, Великобритания) согласились принять такое решение».
Революционность ситуации в Конго заключается в том, что вооруженное формирование, создание которого было одобрено СБ, впервые отдано под командование самой ООН. В резолюции подчеркивалось, что этот мандат длительностью в один год не должен нанести ущерба принципам миротворчества.
Источник в ООН пояснил «НГ», что миротворчество (или операции ООН по поддержанию мира) возможно только в том случае, если стороны ввязались в конфликт, а потом поняли, что это контрпродуктивный путь и лучше двигаться к примирению. В этот момент они приглашают ООН прийти и помочь договориться. Тогда ООН направляет в район конфликта миротворческую миссию, которая входит в зону разъединения, обеспечивает ее патрулирование и продвижение гуманитарных конвоев, создает возможности для проведения переговоров или выборов. Однако если этого не происходит, ситуация остается очень напряженной, люди гибнут, гуманитарный кризис разрастается, а стороны не готовы сесть за стол переговоров, тогда ООН решает вмешаться.
«В рамках такой ситуации, которую можно было бы назвать жестким миротворчеством, военнослужащие решают наступательные задачи, – сказал источник. – Иными словами, у относительно «спокойной и беззубой» миротворческой ооновской операции в тяжелых ситуациях может быть агрессивное ядро. Однако управление этими «агрессивными» вооруженными формированиями за собой всегда сохраняли предоставлявшие военнослужащих страны (например, Франция в ходе операции «Единорог» в Кот д'Ивуаре). Сейчас же имеет место прецедент, когда должным образом вооруженное и подготовленное «агрессивное ядро» находится целиком под командованием ООН».