Фото Reuters
Еврокомиссия и Европейская служба внешнеполитической деятельности во главе с высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности баронессой Кэтрин Эштон планируют создать службу разведки и безопасности. В ее распоряжении будут наблюдательные дроны и спутники слежения, а также авиация. По мнению экспертов, в нынешних условиях инициатива нереализуема, как по финансовым причинам, так и в силу сохраняющихся разногласий между сторонниками и противниками проекта еврообороны.
Спецслужба, которую газета Daily Telegraph уже назвала аналогом американского Агентства национальной безопасности, будет поставлять разведданные для полиции, осуществлять контроль в Интернете, охранять внешние границы и морские пространства. Европейские чиновники считают ее создание срочным ответом на скандал, вызванный разоблачениями экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, который рассказал о слежке со стороны США и Великобритании за всем миром, включая ЕС.
Предложение поддерживают Франция, Германия, Италия, Испания, Польша. Против выступает Лондон, который противится и другой инициативе в рамках проекта еврообороны – учреждению в Брюсселе генштаба для руководства военными операциями стран-членов. Эти планы будут обсуждаться в декабре на саммите ЕС, основной темой которого станет оборонная политика.
Готовясь к этому саммиту, Еврокомиссия на прошлой неделе опубликовала доклад «Повышая конкурентность и эффективность сектора обороны и безопасности». В документе сказано, что Вашингтон переориентирует военную политику в сторону Азии. США тратят на оборонные разработки в семь раз больше, чем 28 стран ЕС, а Россия и Китай к 2015 году должны удвоить военные расходы по сравнению с 2011 годом, отмечает интернет-издание EUObserver.
В свете этих обстоятельств европейским странам, где финансирование оборонной отрасли снижается год от года, необходимо объединить усилия, чтобы не дублировать функции и повысить конкурентоспособность компаний ВПК. По словам Эштон, это позволит создать индустриальную базу для того, чтобы ЕС мог обеспечивать свои интересы в мире. Как подчеркнул глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, европейская интеграция дополнит атлантическую, не противореча ей.
Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов скептически отнесся к планам по созданию службы разведки и безопасности ЕС. Он назвал несколько причин, затрудняющих реализацию этого проекта. Во-первых, учреждение подобной службы потребовало бы обмен развединформацией, который обычно осуществляется в двустороннем формате и на уровне 28 государств практически исключен. Во-вторых, если говорить о технических средствах разведки, например, беспилотниках, то будет очень сложно объединить усилия стран-лидеров, которые обладают соответствующими военными технологиями, и стран, у которых их нет.
Еще один аспект – финансирования проекта. Принять соответствующие решения можно только по линии Европейского оборонного агентства, которое все громче говорит о том, что если не выделить хоть какие-то средства на увеличение его бюджета, то военная промышленность ЕС перестанет существовать. Этот пример наглядно демонстрирует сложную ситуацию, в которой находится европейская оборона, и, по мнению эксперта, возникающие на этом фоне громкие, но обреченные на провал инициативы, вроде европейского АНБ, свидетельствуют о готовности чиновников заболтать в ходе декабрьского саммита реальные проблемы отрасли, решить которые пока не удается.
В этом свете тот факт, что Лондон встретил данное предложение в штыки, вполне понятен. «Великобритания последовательно выступает за то, чтобы не вкладывать деньги в политические идеи, которые не работают, – отметил Данилов в беседе с «НГ». – Это характеризует двойственность подходов к европейской обороне. Веймарский треугольник (Франция, Германия, Польша), а теперь уже и Веймарская пятерка (Франция, Германия, Польша, Италия и Испания) выступают за большую интеграцию в сфере обороны и военной промышленность вплоть до создания объединенного командования. Великобритания, наоборот, стоит на евроатлантических позициях и говорит о том, что ЕС не нужно навязывать функции, которые он не готов выполнять эффективно, – их осуществляет НАТО. При этом Франция и Великобритания, будучи лидерами разных политических лагерей (европеистов и атлантистов), также являются лидерами ЕС в области военной промышленности. Поэтому обе страны вынуждены очень деликатно относиться к теме европейской обороны, чтобы не нанести урон своим экономическим интересам».
Могут ли «европеисты» создать еврооборону, несмотря на противодействие «атлантистов»? «Это сомнительно, поскольку роль Великобритании в ЕС очень велика – полагает эксперт. – С одной стороны, Веймарская пятерка подчеркивает возможность задействования лиссабонских механизмов продвинутого сотрудничества, призванных помешать одной из стран-участниц блокировать интеграционные инициативы. Но это – всего лишь политическое давление на Лондон, и не факт, что оно сработает. Конечно, это вынуждает Великобританию в чем-то уступать, но от своей принципиальной позиции она вряд ли отойдет, тем более после провальной попытки Парижа и Лондона взять на себя роль лидеров европейской политики безопасности и обороны в рамках ливийской кампании».