Фото Reuters
Переворот в Египте четко продемонстрировал, что на политической арене активно действуют четыре главных игрока. Это армия, которая уже несколько десятков лет стоит у власти и превратилась в привилегированную касту; светские либеральные силы, в том числе демократические, представленные целым рядом партий и организаций. Умеренные исламисты – это «Братья-мусульмане», которые были отстранены от власти вместе с президентом Мухаммедом Мурси (на парламентских выборах 2012 года они получили почти половину голосов избирателей; а президент выиграл выборы 52% голосов и подтвердил свою легитимность на референдуме по одобрению новой Конституции – за нее проголосовали 54%). Кроме того, это салафиты, которые на парламентских выборах получили четверть голосов. За двумя этими исламистскими силами стоят различные государства Ближнего и Среднего Востока. И этот раскол в начале июля был ярко продемонстрирован.Отстранение Мурси от власти основные государства Персидского залива не просто приветствовали и одобрили, а три страны этой зоны – Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт – немедленно объявили о предоставлении Египту экстренной экономической помощи на сумму 12 млрд. долл. В Саудовском Королевстве «Братьям-мусульманам» традиционно не доверяют, считают еретиками, в то же время активно поддерживают салафитов. Можно предположить, что реальное получение обещанной помощи будет связано с тем, насколько сильные позиции в новой структуре власти займут салафиты. Они уже действуют достаточно энергично и фактически блокировали назначение нескольких лиц в новые правительственные учреждения.
С другой стороны, «Братьев-мусульман» активно поддерживал Катар, который предоставил Каиру более 5 млрд. долл. помощи и кредитов. Характерно, что военный переворот в Египте резко осудили турецкие власти: у премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана свой давний счет с генералами, да и со светской оппозицией. Естественно, что и тунисские официальные лица поддержали свергнутого президента и потребовали восстановления его полномочий (хотя в самом Тунисе по египетскому образцу продолжают собирать подписи для того, чтобы отстранить исламистскую партию «Ан-Нахда» от власти).
Переворот в Египте, осуществленный 3 июля военными, отстранившими от власти законно избранного президента, фактически положил начало новой главе не только в истории АРЕ, но и всего Ближнего и Среднего Востока. Речь прежде всего идет о том, что процесс подъема так называемого политического ислама, который явно набирал силу в последние несколько лет, не будет поступательным: нас ждет еще немало поворотов, зигзагов и даже движений вспять.
Последние события в Египте воочию подтверждают, как неоднозначны понимание и оценки демократии в различных странах и внутри каждого общества. Сложный баланс сил между сторонниками светского развития и приверженцами исламской доминанты не может быть установлен в одночасье. Маятник, вероятнее всего, еще не раз будет склоняться то в одну, то в другую сторону, пока не установится равновесие. К сожалению, пока сторонам мало удается вести конструктивный диалог, равновесие скорее всего, видимо, будет устанавливаться путем столкновений, подчас, как показывают последние события в Каире, кровавых.
События в этом регионе взаимосвязаны, и, пожалуй, решающим звеном, определившим повышенную активность светских сил в Египте и готовность пойти на прямую конфронтацию с исламистами, стала стойкость правительственных властей в Сирии. Они первыми вступили в схватку с исламистами и показали, что «джихадисты не всесильны даже при поддержке консервативных сил и Запада».
Сегодняшний баланс сил в странах Ближнего и Среднего Востока хрупок и неустойчив. Многое будет зависеть от экономической ситуации, общего положения в мире. В любом случае действующие на политической арене стороны, как показывает опыт Ливии, Марокко, Йемена, Бахрейна, Ирака, должны будут договариваться между собой или их ждет гражданский конфликт, подобный тому, который мы наблюдаем в Сирии.
К сожалению, доводы логики и разума не всегда действуют, и критические ситуации зачастую разрешаются на поле столкновений. Как бы то ни было, в ближайшее время мы, вероятнее всего, будем свидетелями того, как все эти страны будут проходить через кризисные явления, и процесс выработки равновесия между религиозными и светскими силами будет идти непросто и болезненно.
Драматические события в сегодняшнем Египте показывают, что в людях пока еще сильно стремление доказать свою правоту и достичь в их понимании единственно верных целей путем насилия и прямого использования оружия, а не путем убеждения, апеллирования к здравому смыслу, логике, приоритету общих интересов и к естественному стремлению сохранения человеческой жизни.