Взятки и злоупотребление властью погубили Лю Чжицзюня. Фото Reuters
Суд в Пекине приговорил бывшего министра железных дорог Лю Чжицзюня к смертной казни с отсрочкой на два года. Приговор предусматривает также пожизненное лишение политических прав и конфискацию личного имущества. Суд признал Лю виновным в получении взяток и злоупотреблении служебным положением.
На практике такие приговоры означают пожизненное заключение. При условии, что осужденный будет хорошо себя вести в течение двух лет. Тем не менее участь экс-министра должна послужить предупреждением другим чиновникам о том, что КПК всерьез пытается искоренить коррупцию.
Как передало агентство Синьхуа, за период с 1986 по 2011 год Лю Чжицзюнь, занимая различные посты в местных управлениях железных дорог, а также в Министерстве железных дорог, оказывал помощь 11 лицам… в продвижении по службе, получении прав на подрядные проекты и контракты по грузоперевозке, за что Лю Чжицзюнь получил от них взятки в размере 64,6 млн. юаней (10,53 млн. долл.).
Такая сумма, по российским меркам, – мелочевка, отметил в беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. Если сравнить с «делом «Оборонсервиса», то у нас хищения приобрели большие масштабы. «В Китае с коррупцией борются жестче, чем в нашей стране. Дело бывшего министра – знаковое. Но с тех пор, как в конце прошлого года секретарем Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины стал Ван Цишань, в партийных комиссиях разных уровней рассматривается по 200 тыс. дел подобного рода в месяц».
Если проштрафился партийный работник, им занимаются сначала партийные органы, потом дело могут передать в суд. Основанием для привлечения к партийной ответственности может послужить организация банкета за счет казны или содержание любовницы, заключил эксперт.
60-летний Лю, как выясняется, имел достижения и на любовном поприще. По сообщениям китайских медиа, он оплачивал услуги 18 любовниц.
Тем не менее, несмотря на все его проступки, многие чиновники считают, что у Лю есть большие заслуги, говорит У Цян, профессор университета Цинхуа в Пекине. Всего за девять лет этот выходец из крестьянской семьи преобразовал устаревшую железнодорожную систему, где поезда двигались со скоростью менее 50 км в час. Была построена самая большая в мире сеть скоростных дорог протяженностью около 10 тыс. км. Поезда на них ездят со скоростью более 200 км в час. Пресса стала называть его Лю – Большой Скачок.
Однако амбиции, жажда обеспечить скоростное движение во что бы то ни стало обернулись в 2011 году трагедией. Произошло столкновение двух скоростных поездов, погибли 40 человек, ранены 192. Инцидент способствовал падению Лю.
Есть версия, что ему удалось избежать высшей меры благодаря связям с сыном бывшего председателя КНР Ху Цзиньтао. В 2005 году Лю от имени министерства заключил контракты с технологической компанией, которую возглавлял этот отпрыск главы государства.
Есть еще один фактор, облегчивший участь Лю. Суд посчитал, что большинство активов принадлежат не ему самому, а посредникам. Следователи обнаружили, что экс-министр владел 374 домами, 16 машинами, картинами и драгоценностями, а также хранил крупную сумму в виде наличности. Но подлинные размеры богатства, вероятно, гораздо больше. Ведь многие активы были зарегистрированы на посредников. Как видно из рассказа юриста, в городе Циндао Лю купил два дома для любовниц. Но сделка не была оформлена, и дома числились за прежним владельцем.