Фото Reuters
История о том, как четыре вполне цивилизованные европейские страны – Франция, Испания, Португалия и Италия – под давлением Вашингтона посадили в Вене в ночь со 2 на 3 июля самолет президента Боливии Эво Моралеса, а пятая цивилизованная европейская страна – Австрия обыскала его в поисках беглого экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена (его там не оказалось, и лайнер были вынуждены отпустить после 13 часов ожидания), продолжает обсуждаться в мировых СМИ. Бесцеремонное поведение правительств этих стран в отношении президента Боливии, суверенного государства – члена ООН, вызвало, разумеется, крупный международный скандал. Но на самом деле это не только скандал, но еще и грубое нарушение международного права и целого букета многосторонних международных конвенций.Прежде всего ведь именно главам государств, согласно Конвенции ООН 1973 года о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, международное сообщество согласилось предоставлять «специальную защиту» (ст. 1). В соответствии с Венскими конвенциями о дипломатических отношениях 1961 года и о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1973 года все государства обязаны обеспечивать дипломатическим представителям – и тем более главам государств – полный дипиммунитет и неприкосновенность, в том числе иммунитет против ареста или задержания «в какой бы то ни было форме», неприкосновенность их служебных и жилых помещений и средств передвижения (то есть и самолетов). А также свободу передвижения с учетом «правил о зонах, закрытых по соображениям государственной безопасности», и т.д. Следует особо отметить, что обе конвенции подчеркивают, что эти лица пользуются теми же привилегиями и иммунитетами и в третьих странах – при транзите через их территорию (соответственно ст. 40 и 50, 81 Конвенций 1961 и 1973 годов). Поэтому обыск президентского лайнера австрийской полицией и вынужденное пребывание президента Боливии в аэропорту Вены – беспрецедентное событие в международных отношениях.
Не менее грубым нарушением является неожиданное закрытие воздушного пространства вышеупомянутыми европейскими странами, особенно Францией, что создало реальный риск для пассажиров президентского самолета. Ведь ни о каких зонах, закрытых для международных транзитных полетов «по соображениям государственной безопасности», эти страны не объявляли.
МИД России заявил, что эти действия «едва ли можно рассматривать как дружественные по отношению к Боливии, а также России, из которой президент Эво Моралес следовал по завершении визита в Москву», отметив, что «отказ предоставить право пролета воздушному судну мог создать угрозу безопасности находившимся в самолете пассажирам, включая главу суверенного государства». А заодно напомнив, что «президент государства – лицо, пользующееся международной защитой». В документе подчеркивается, что «в своих практических действиях в ООН Россия будет добиваться неукоснительного соблюдения норм международного права, гарантирующего неприкосновенность таких лиц и не допускающих посягательств на их личность, свободу и достоинство». Россия призвала также всех членов международного сообщества строго соблюдать суверенитет любой страны, высшим представителем которого является глава государства.
Обращает также на себя внимание неприглядная роль Австрии во всей этой истории. Если Франция при двух последних президентах уже начала обгонять даже США по нарушениям международного права во время войны против Ливии или гражданской войны в Сирии, то поведение Австрии вызывает недоумение. Австрия отличалась ранее стремлением к скрупулезному выполнению норм международного права. И это ценилось в международном сообществе – не случайно целая группа конвенций по дипломатическому и консульскому праву была заключена именно в Вене, столице Австрии. Вена ранее отнюдь не всегда была склонна уступать давлению со стороны Вашингтона: вспомним, как в 2003 году Австрия не разрешила транзит американских войск из Германии через свою территорию для нападения на Ирак. Чего же сейчас испугались Австрия и остальные европейские государства: Португалия, Испания, Италия и даже такая мощная европейская держава, как Франция? И неужели на этот раз и Австрия решила круто изменить свою политику в отношении международного права под давлением США? Это было бы очень печально и нанесло бы ущерб как репутации Австрии, так и международному праву, защитником которого ранее часто выступала эта страна.
Раскрыв миру огромный масштаб незаконных перехватов разведкой США электронной переписки и телефонных переговоров между своими европейскими союзниками, Сноуден тем самым показал, как хлестко Вашингтон дал Европе пощечину. Но европейцы утерлись и подставили другую щеку, согласившись по требованию того же Вашингтона пойти на серьезное нарушение международного права, которое еще может иметь дальнейшие последствия как для них, так и для США. И все это ради поимки Сноудена, вместо того чтобы быть благодарными ему за раскрытие подслушивания американцами их же переговоров между собой.