Фото Reuters
В США начато расследование причин аварийной посадки корейского «Боинга 777-200» в международном аэропорту Сан-Франциско в субботу 6 июля в 22:33 (мск). Точно известно о двух погибших. Как сообщает New York Times, обе жертвы авиакатастрофы – женщины-китаянки, которые сидели в хвостовой части самолета. 182 человека были отправлены в больницы с незначительными травмами и 49 человек находятся в критическом состоянии. Об этом сообщил изданию пресс-атташе аэропорта Донг Якел. Сразу было заявлено, что о причинах аварии официальных комментариев и предположений не будет до окончания расследования. Однако пресса уже распространила новость о том, что в аэропорту Сан-Франциско не работала (была на профилактике) система Glide Path, предназначенная для помощи пилотам при посадке в плохую погоду. В момент посадки в Сан-Франциско было солнечно, и, скорее всего, недействующая Glide Path не сыграла решающего значения.
Рейс №214 авиакомпании Asiana Airlines выполнял полет по маршруту Сеул – Сан-Франциско. На борту «Боинга-777» находилось 291 пассажир и 17 членов экипажа. При заходе на посадку, лайнер жестко ударился задними шасси о землю, немного не дотянув до взлетно-посадочной полосы. Стойки шасси подломились, и самолет упал «на брюхо», при этом хвост лайнера отделился от фюзеляжа. На борту самолета возник пожар. Очевидцы рассказывают о том, что машина сначала задела землю хвостовой частью, прежде чем задние шасси коснулись гравия и разрушились. Также наблюдатели отмечают странную посадочную траекторию самолета, при которой нос был слишком задран вверх. Как сообщает Reuters, вероятно перед самым ударом, пилот пытался в последний момент выровнять самолет, чтобы попасть на полосу. Также одному из пассажиров рейса 214 перед посадкой показалось, что самолет сядет прямо на воду. «Мы были слишком близко от земли и слишком низко. Пилот, кажется, попытался увеличить обороты двигателей, когда понял, что мы можем сесть в воду», - цитирует пассажира рейса 214 Бенджамина Леви Los Angeles Times.
Очевидцы аварии рассказывают, что после того как самолет остановился, люди начали покидать разбившийся лайнер еще до развертывания аварийных трапов. «Множество людей лежало рядом с дымящимся фюзеляжем и обломками около получаса, пока не прибыли машины «Скорой помощи», - цитирует NYT очевидца по имени Эллиот Стоун. Бывший авиационный следователь Стивен Уоллес сказал, что пилот, вероятно, совершил ошибку при заходе на посадку, или же имел место резкий порыв ветра. Официальные источники сообщают, что с борта самолета не поступало сообщений об аварийной посадке, и ситуация была штатной до самого момента катастрофы. Также г-н Уоллес высказал мнение, что огнеупорные материалы на борту «Боинга» спасли жизнь многим пассажирам. По правилам FAA эти материалы применяются уже несколько десятилетий, вследствие чего возгорания самолетов на ВПП не стали причиной массовой гибели людей. «Кажется, самолет просто врезался в начало полосы. Почему это произошло, я не знаю», - сказал С. Уоллес.
Экс-капитан компании Pan Am Райнер Арнольд задался вопросом о том, кто из экипажа находился в тот момент за штурвалом самолета. Дальние перелеты на «Боинг-777» предусматривают наличие двух экипажей, чтобы никто из пилотов не работал за штурвалом слишком долго. Министерство транспорта Южной Кореи заявило в воскресенье, что на борту было четыре летчика, среди которых шеф-пилот Ли Чжон Мин и второй пилот Ли Кан Гук. Трое пилотов имели налет по 10000 часов, четвертый – немного меньше.
Глава авиакомпании Asiana Airlines Юн Ен Ду заявил прессе, что они исключают технические причины катастрофы: « В настоящее время мы признаем, что не было никаких проблем с самолетом «Боинг 777-200» или его двигателями». Г-н Ду, тем не менее, до окончания расследования не стал возлагать вину за катастрофу на летчиков или диспетчеров Сан-Франциско.
Эксперты NYT отмечают поразительное сходство происшествия в Сан-Франциско с аварией аналогичного самолета 17 января 2008 года в лондонском аэропорту «Хитроу». Тогда «Боинг 777-200» также не дотянул до ВПП, коснувшись земли в непосредственной близости от полосы. Тогда обошлось без жертв, 47 человек получили травмы. Эксперт по расследованию авиапроисшествий Билл Уолдок сказал, что авария в субботу в США очень напомнила ему аналогичный случай в Великобритании. Расследование происшествия в 2008 году показало, что на большой высоте в топливе образовались фрагменты льда, которые засорили теплообменник. В результате топливо перестало поступать в оба двигателя. Агрегаты Rolls-Royce Trent 800, установленные на «Боинг 777-200» были доработаны после того происшествия, чтобы исключить подобную неисправность.
Для того, чтобы восстановить цепь событий, предшествовавших катастрофе в Сан-Франциско специалисты ждут расшифровки данных с бортовых самописцев.