Штаб-квартира Центра правительственной связи в Челтнеме (графство Глостершир). Фото Reuters
Германия потребовала объяснений от британских властей в связи со скандалом вокруг Центра правительственной связи (ЦПС) – английской спецслужбы, которая устроила тотальную слежку за немцами. В Берлине обещают вынести вопрос на общеевропейский уровень. Вместе с тем эксперты полагают, что вся шумиха сводится к политической игре перед выборами в Бундестаг, в то время как рядовые жители Евросоюза готовы поддержать даже больший контроль, который считают необходимой гарантией безопасности и финансовой стабильности.Министр юстиции ФРГ Сабина Лойтхойссер-Шнарренбергер назвала программу ЦПС Tempora катастрофой, напоминающей «голливудский ночной кошмар», отметив, что, скрывая свои действия за завесой секретности, государство не способствует процветанию свободного и демократического общества. Во вторник она направила два письма – своему британскому коллеге Крису Грейлингу и главе МВД Соединенного Королевства Терезе Мэй. В них подчеркивается, что громкие разоблачения, сделанные Эдвардом Сноуденом, вызвали широкую озабоченность в германском обществе и требуют уточнения о масштабах слежки за немецкими гражданами.
Guardian отмечает, что письма в Лондон были отправлены в 110-ю годовщину со дня рождения Джорджа Оруэлла. Член Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Томас Опперман сравнил проект Tempora с претворением в жизнь вымысла этого британского фантаста. Вспомнили немцы и о недавнем историческом прошлом – гестапо и штази. «Я думал, эта эра закончилась с падением ГДР», – посетовал депутат Европарламента Маркус Фербер. А депутат от партии зеленых Константин фон Ноц планирует инициировать дебаты в Бундестаге. «То, что здесь происходит, против международного права и должно быть немедленно остановлено», – сказал он.
После такой «атаки» британскому правительству пришлось оправдываться. Министр иностранных дел Уильям Хейг, находившийся с визитом в США, во вторник вечером выступил в защиту совместных американо-британских программ разведки, подчеркнув, что они существуют в строгих законодательных рамках и не могут вызывать ничего, кроме гордости. Что касается секретности, то она необходима в борьбе с террористами и криминалом. В США и Великобритании, в отличие от ряда других стран, разведчики защищают свободу, а не контролируют людей, сказал Хейг, выступая в Президентской библиотеке Рональда Рейгана в Калифорнии.
Однако общие слова вряд ли успокоят Берлин, который требует обсудить этот вопрос на встрече министров юстиции и внутренних дел ЕС в июле. Таким образом, скандал выходит за рамки германо-британских отношений на общеевропейский уровень. Интересно, что комиссар ЕС по юстиции Вивиан Рединг написала похожее письмо с просьбой о разъяснениях, но не Грейлингу и не Мэй, а Хейгу, настаивая на том, что дело это большой срочности и ответ требуется до конца недели.
Научный директор Германо-Российского форума Александр Рар сказал «НГ», что необходимо принять в расчет предвыборную ситуацию в Германии. Лойтхойссер-Шнарренбергер – представитель Свободной демократической партии (СвДП), у которой минимальные шансы преодолеть пятипроцентный барьер. Темы открытой и закрытой информации и либерализации Интернета – это конек СвДП, которая выступает за полную свободу, отказ от прослушивания и всегда на этом набирает очки. Опперман – ведущий представитель оппозиционной СДПГ, тем более что социал-демократы и зеленые тоже в чем-то поддерживают идею о минимальном контроле со стороны государства.
Что касается рядовых европейцев, то они смотрят на нелегальную слежку абсолютно прохладно, полагает политолог. «Думаю, менталитет людей поменялся, – рассуждает он. – Еще 20–30 лет назад это вызвало бы жуткие протесты. А сейчас западное общество понимает, что силовые ведомства смогли предотвратить крупнейшие теракты, в том числе и в Германии благодаря прослушиванию разговоров и камерам, развешанным на каждом углу. Поэтому большинство особенно против таких методов не выступает, признавая, что они служат целям безопасности и борьбы с терроризмом. Люди не только к этому привыкли, но и считают, что без этого нельзя обойтись».
Именно поэтому, полагает Рар, на уровне ЕС стоит ждать шагов по ужесточению контроля, а не наоборот. Взять хотя бы проект полной финансовой прозрачности граждан ЕС. Будут известны трансакции каждого человека, банковская тайна перестанет существовать. «Известно, что в Америке контроль гораздо серьезнее, чем в ЕС. В связи с переговорами по соглашению о создании зоны свободной торговли в Европе во многом придется перенять американские стандарты. И это не вызывает вопросов, потому что европейцы считают, что надо защищаться от «плохого» мира, который находится за пределами трансатлантического общества», – заключил эксперт.