Фото Reuters
Госдепартамент США в ежегодном докладе понизил до минимума рейтинги России, Китая и Узбекистана за несоответствие утвержденным американским законом критериям борьбы с торговлей людьми. Теперь этим странам грозят автоматические санкции, которые, впрочем, может своим решением отменить президент США. Эксперты отмечают, что сложившаяся ситуация негативно скажется на российско-американских отношениях и затруднит диалог по ряду проблемных вопросов, например по Сирии и Ирану.Госдеп распределяет 188 стран на три группы: первые полностью удовлетворяют требованиям борьбы с торговлей людьми, вторые предпринимают значительные усилия в этом направлении, а третьи таких усилий не предпринимают. Кроме того, во второй группе выделяют категорию «наблюдательный список». Попавшим туда странам этот рейтинг присвоен условно. До сих пор с 2004 года к этой серой зоне, помогающей избежать резкого осуждения дел в стратегически важных странах, относили Китай и Россию. На этот раз они попали в третью, низшую группу.
В России, по оценке экспертов, подвергается эксплуатации миллион человек. В связи с большими стройками по случаю зимних Олимпийских игр в Сочи в страну приехали десятки тысяч мигрантов. Зачастую им не платят, отнимают паспорта, условия контрактов не соблюдаются. В плохих условиях находятся на лесоповалах Дальнего Востока работники из КНДР. В качестве примера в докладе приводится обнаружение подпольной фабрики по пошиву одежды, откуда были спасены 170 вьетнамцев. При этом усилия правительства нельзя считать достаточными.
Если президент не примет в ближайшие 90 дней противоположного решения, то к России, Китаю и Узбекистану будут применены санкции, и они лишатся многих форм иностранной помощи и американской поддержки через такой институт, как Всемирный банк. Страны с антизападным курсом, например Куба и КНДР, санкциям подвергаются. Напротив, от них освобождены дружественные США режимы, например Кувейт, Саудовская Аравия, Йемен.
О политической предвзятости доклада заявили и в российском МИДе. В комментарии уполномоченного МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова говорится, что для положительной оценки Госдепа Россия должна выполнять перечень рекомендаций, в котором предписывается изменить законодательство и правоприменительную практику по борьбе с торговлей людьми, подкроив их под американские лекала. «Что же касается возможности экстерриториального применения против России односторонних санкций, предусмотренных американским Законом 2000 года «О защите жертв торговли людьми», то сама постановка этого вопроса вызывает возмущение. Такой поворот противоречил бы целям дальнейшего позитивного развития российско-американских отношений и конструктивным договоренностям, достигнутым президентами России и США в ходе недавней встречи в Лох-Эрне. Разумеется, на недружественные шаги последует адекватный ответ с нашей стороны», – говорится в заявлении МИДа.
По мнению старшего научного сотрудника Центра евро-атлантических исследований РИСИ Сергея Михайлова, складывается впечатление, что американцы, запустив в свое время сразу несколько механизмов использования темы прав человека в своих внешнеполитических целях, сейчас обнаружили, что они начинают работать по собственной логике. Это наблюдается и в случае с последним докладом, в котором написано, что Россия, Китай и Узбекистан были переведены в третью группу ранжирования автоматически, по некогда разработанным Госдепом правилам.
«Я думаю, что этот эпизод не окажет благоприятного воздействия ни на российско-американские отношения, ни на сам процесс борьбы с торговлей людьми, поскольку при такой постановке вопроса ни о каком сотрудничестве речи идти не может, – считает эксперт. – Конечно, не исключено, что президент США продемонстрирует некую симпатию к России, если блокирует санкции. Вероятнее всего, так и произойдет. Но это будет жестом, похожим на то, как раньше каждый год Белый дом приостанавливал действие поправки Джексона–Вэника, показывая позитивный настрой. При этом полностью поправка не отменялась и все равно выступала раздражителем в российско-американских контактах».
Что касается попытки Вашингтона предписать всему миру собственное законодательство, то, по мнению Михайлова, то же самое было с библиотекой Шнеерсона. Тогда суд США постановил обязать Россию предпринять некие шаги. «Был и прецедент, когда американский суд принял решение распустить такую организацию, как ОПЕК, на том основании, что она не соответствует национальному антимонопольному законодательству США, – подчеркнул эксперт. – Это элементы американоцентричного мышления, которые очень сильно активизировались после холодной войны».