Хозяин саммита «большой восьмерки» Дэвид Кэмерон готов продвигать соглашение о свободной торговле с Америкой. Фото Reuters
В начале следующей недели на саммите «большой восьмерки» в Великобритании должны стартовать переговоры между США и Евросоюзом по соглашению о создании зоны свободной торговли. Однако этого может и не произойти, если сегодня в Люксембурге министры торговли ЕС не утвердят мандат Еврокомиссии, в котором будут изложены общие подходы всех 27 стран – членов организации. Основная проблема – позиция Франции, которая требует вывести аудиовизуальный сектор за рамки документа, чтобы защитить внутренний рынок от американской экспансии.Надежды лидеров ЕС на быструю договоренность с Вашингтоном по зоне свободной торговли под угрозой. Франция потребовала вывести аудиовизуальный сектор за рамки соглашения и разрешить его субсидирование. Ее позицию могут поддержать Бельгия, Венгрия и Греция. Париж, ограничивший число демонстрируемых в стране голливудских фильмов, чтобы защитить внутреннюю кино- и телепродукцию, традиционно инициирует такого рода дискуссии. Сейчас же проблема стоит особенно остро, так как все больше фильмов распространяется через Интернет, где первую скрипку играют американские компании Google, Apple, Netflix и YouTube.
Курс на создание так называемого Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) был взят еще в феврале-марте. Формально переговоры должны стартовать на встрече «большой восьмерки», которая состоится в ближайшие понедельник и вторник в Северной Ирландии. Однако объявить об их начале не удастся, пока министры торговли ЕС не утвердят мандат Еврокомиссии, а для этого необходимо прийти к консенсусу по «культурному исключению». Премьер-министр Франции Жан-Марк Эйро поставил вопрос ребром, заявив, что Париж при игнорировании его претензий не преминет воспользоваться правом вето.
На сложившееся положение дел сетуют в окружении одного из главных лоббистов проекта, премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона: «Мы понимаем французскую позицию, но это большая тактическая ошибка! Если сейчас вывести аудиовизуальный сектор за рамки переговоров, мы настроим американцев против себя. Тогда они возьмут и попросят нас, чтобы мы вывели за рамки финансовые услуги, которые, однако, очень дорого обходятся французам». Нервничает и главный торговый партнер США – Германия, которая ранее поддерживала Францию, но затем согласилась с логикой британцев: лучше не добиваться уступок, так как они неизбежно будут взаимными.
Вместе с тем, как отмечает New York Times, еще более серьезны разногласия непосредственно между США и ЕС, например, по сельскохозяйственным вопросам (генномодифицированная продукция, хлорированная курятина) или требованиям к лекарственным препаратам и безопасности автомобилей. Еще один камень преткновения – защита личных данных – на фоне скандала с прослушкой и интернет-шпионажем скорее всего вызовет бурные дебаты. Выйдет на поверхность и заклятая вражда давних конкурентов – Airbus и Boeing. Перечисленные проблемы способны затянуть переговоры на долгие годы и сорвать намеченный для финиша срок – ноябрь 2014-го.
Как сообщил «НГ» научный директор Германо-Российского форума Александр Рар, идея создания зоны свободной торговли между США и ЕС станет одной из главных тем на саммите «большой восьмерки». Барак Обама будет говорить о ТТИП крайне серьезно, и в первую очередь с Ангелой Меркель, потому что от Германии зависит очень многое (для уточнения позиций Меркель ждет Обаму в Берлине 19 июня, сразу после саммита). «До сих пор американцы относились к этой идее довольно дистанцированно, считая экономические отношения между НАФТА и ЕС вполне достаточными,– сказал эксперт. – Теперь же американская сторона взялась за ее реализацию с энтузиазмом и политической поддержкой на самом высоком уровне. Мне кажется, что в напористости американцев, удивившей европейцев, есть стратегический элемент. США все больше нацеливаются на Китай, но в то же время хотят сохранить связи с Европой. Создав общую экономическую зону, они укрепят трансатлантическое сообщество. Это выгодно Америке, которая таким образом будет противодействовать развитию континентальной Европы, в том числе непонятного для нее европейского союза с Россией».
Что касается противоречий между ЕС и США, то, по словам Рара, они действительно есть. Европа боится, как бы американцы не заставили ее отказаться от собственных принципов. Однако в руководстве Германии существует решимость продолжить укрепление союза с США. «Для немецких интересов очень важно, чтобы Америка и дальше оставалась в Европе, поэтому Берлин, очевидно, будет уговаривать европейцев начать переговоры, несмотря на проблемы общего видения. Лондон тоже выступит двумя руками «за». Южные страны проявляют опаску, но их позиция во многом ослаблена кризисом», – заключил эксперт.