0
2978
Газета В мире Интернет-версия

21.05.2013 00:01:00

"Аль-Каида" затеяла охоту на послов США

Тэги: алькаида, терроризм, сша, госдеп


аль-каида, терроризм, сша, госдеп Фото Reuters

Угроза посольствам США в Ливии, Йемене и Египте со стороны «Аль-Каиды» растет, сообщает американская пресса со ссылкой на разведданные. Это связано с тем, что новые режимы, пришедшие к власти в ходе арабской весны в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока, не справляются с окрепшими террористическими группировками. По оценке Вашингтона, риски для жизни дипломата и военного сегодня стали сопоставимы.
В Ливии, Йемене и Египте готовились теракты против американских посольств. Как рассказали Wall Street Journal (WSJ) действующие и бывшие американские чиновники, в Триполи экстремисты-сунниты, возможно, связанные с «Аль-Каидой», вынашивали планы нападения на дипмиссию США, предполагая подорвать начиненный взрывчаткой автомобиль (в силе ли этот умысел до сих пор, не ясно). В Сане затевался аналогичный теракт с заложенной в автомобиль бомбой, он исходил от йеменской ячейки «Аль-Каиды» («Аль-Каида» на Аравийском полуострове»).
Что касается Египта, то на прошлой неделе Каир уведомил о задержании трех мужчин, которые также замышляли теракт. Один из них готовился к роли смертника. Целью злоумышленников были послы США и Франции. «Существует серьезная террористическая угроза посольствам США в Северной Африке и Большом Ближнем Востоке, – подчеркнул бывший военный советник Сет Джонс. – Это значит, что террористические группы, включая «Аль-Каиду», по-прежнему очень активны. В ряде стран они укрепились в политическом вакууме».
Дэниэл Бенджамин, до недавнего времени являвшийся координатором Госдепартамента по вопросам борьбы с терроризмом, разделил характер угроз в Египте и Ливии, с одной стороны, и в Йемене – с другой. По его оценке, экстремисты часто грозятся напасть на посольство США в Сане, но каждый раз эффективно вмешиваются контртеррористические службы страны. В то же время в Ливии и Египте смена власти потрясла основы общества, и нынешние правительства не так хорошо контролируют ситуацию с радикальными группировками, как ранее это делали свергнутые режимы.
Есть опасения и в связи с ухудшившимся качеством правосудия – прежде всего в Египте после падения Хосни Мубарака. Арестованные там заговорщики сознались в своих планах, однако суд может и не учесть информацию, полученную на допросе. Кроме того, осложнить задачу обвинению может тот факт, что найденный при подозреваемых нитрат аммония имелся в недостаточных для изготовления бомбы количествах.
Чиновники утверждают, что связи между планами нападений на американские посольства в Триполи, Сане и Каире пока не просматривается, хотя и проводят определенные параллели. Так, известно, что один из трех задержанных в Египте мужчин имеет отношение к «Аль-Каиде» и экстремистской сети «Джамаль». Ее глава египтянин Мухаммад Джамаль Абу Ахмад имел тренировочные лагеря в Ливии и получал поддержку от «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове» (он и его главный помощник были задержаны еще в прошлом году). По меньшей мере один представитель «Джамаль» участвовал в нападении на американское консульство в Бенгази 11 сентября 2012 года, а сам Абу Ахмад фигурирует в числе организаторов теракта.
В отличие от Бенгази Триполи до сих пор считался относительно спокойным городом, однако, как показал взрыв у французского посольства 23 апреля, террористы и там способны доводить свои замыслы до воплощения. Симптоматично и то, что экстремисты нередко ставят своей целью не просто устроить взрыв, а уничтожить главу миссии. Так, в декабре «Аль-Каида» объявила награду в 3 кг золота (160 тыс. долл.) за убийство американского посла в Йемене Джеральда Фирштейна.
Горячих точек становится все больше, и Госдеп, направляя своих служащих за рубеж, часто не разрешает им брать с собой детей или вообще любых членов семьи. Сейчас в список стран, полностью закрытых для членов семей, входят Афганистан, Ирак, Пакистан, Йемен, Ливия, Тунис, Южный Судан. Ограничено присутствие родственников дипломатов в Алжире, Судане и Ливане, а также в мексиканском городе Монтеррей (из-за насилия, связано с наркомафией).
Осложняющаяся ситуация позволяет сравнивать дипломатов с военными. Так, вице-президент Джозеф Байден однажды заявил, что сотрудники Госдепа «иногда рискуют больше, чем женщины и мужчины в униформе». Напомним, что в Бенгази в прошлом году погибло четыре американца, включая посла США, еще два дипломата были убиты в Афганистане в 2012 и 2013 годах.
Характерный признак повышения угроз, связанных с профессией, – выявление у дипломатов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Его еще называют «вьетнамским», а в России – «афганским» или «чеченским» синдромом, имея в виду психологическую травму в связи с пережитыми боевыми действиями, терактами, природными катастрофами и иными потрясениями. В 2007 году Госдеп нашел симптомы, напоминающие ПТСР, у 17% тех, кто ранее работал в опасных зонах, а по данным Американской ассоциации заграничной службы (профсоюза дипломатов), их число и вовсе достигает 40%. При участии военных была создана программа для диагностики и лечения этих расстройств.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1616
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1006
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
725
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
997

Другие новости