Фото Reuters
Обменный курс японской валюты по отношению к американской в минувший понедельник снизился до 101,7 иены за один доллар. Это способствовало повышению стоимости акций японских компаний на фондовом рынке. По оценке экспертов, линия японского правительства на количественное смягчение денежного оборота дает надежду на выход экономики страны из состояния хронической дефляции, в котором она находится уже два десятка лет.По сообщению американской газеты Wall Street Journal, с сентября прошлого года иена упала в стоимости по отношению к доллару на 30%. Это связано с тем, что Центральный банк Японии по предложению правительства Синдзо Абэ в последние месяцы проводит курс на количественное смягчение денежного оборота. Это делается аналогично мероприятиям Федеральной резервной системы США, выпускающей дополнительное количество долларов путем скупки государственных ценных бумаг. Японский Центробанк намерен увеличить количество денег в обращении примерно в два раза. Это ведет к снижению обменного курса йены по отношению к основным валютам и повышению конкурентоспособности японских товаров на мировом рынке.
Вчера индекс Nikkei на токийском фондовом рынке достиг наивысшего показателя за последние четыре с лишним года. Это связано, в частности, с тем, что ряд ведущих японских корпораций, прежде всего крупнейший автопроизводитель Toyota, в своих отчетах показали рост прибыли. Заметно вырос курс акций не только этой компании, но и таких крупных корпораций, как Nissan, Hitachi и Panasonic.
Комментируя эти данные, Wall Street Journal отмечает, что они «породили надежду на выход третьей экономики мира из длительного застоя». В то же время, по мнению газеты, это «не может не вызвать опасений у ряда стран, что они от этого пострадают». Речь идет в первую очередь о Южной Корее, которая конкурирует с Японией на мировых рынках, выпуская аналогичные промышленные товары, прежде всего автомашины и электронику.
Еще один повод для опасений со стороны других стран – вероятность того, что количественное смягчение в Японии, приводящее к снижению обменного курса ее валюты, может породить валютные войны. Они сведутся к тому, что конкурирующие между собой страны будут действовать по принципу «зуб за зуб», проводя схожие мероприятия по снижению курса своих валют.
Показательно, что на это уже откликнулся министр финансов Японии Акира Амани. В конце минувшей недели он пообещал, что Токио не допустит резкого ослабления иены. В конце минувшей недели он выступил с предостережением: подобное снижение способно нанести вред внутреннему рынку страны. Тем не менее в понедельник курс иены опустился до рекордно низкого уровня.
Как отметил в беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, курс на разбавление денежной массы страны является важной составной частью «абэномики» – экономического курса нынешнего премьер-министра страны Синдзо Абэ. Он направлен на повышение конкурентоспособности японских промышленных товаров на мировых рынках. Связанный с этим аспект его политики – постановка некоего инфляционного задания – доведения инфляции до 2% в год. Это позволит стране выйти из дефляции и экономического застоя.
«Абэномика» получила поддержку со стороны деловых кругов Японии. Позитивно оценивает ее и японское население в целом, отмечает эксперт. В то же время у специалистов возникают сомнения в долгосрочном эффекте этого курса. Ведь он ведет к росту государственного долга, уже превысившего 200% ВВП. Получается, что платить за мероприятия по выходу Японии из состояния дефляции придется будущим поколениям японцев.
Как считает Кистанов, опасения по поводу возможных валютных войн, вызванных действиями Токио, вполне обоснованны. Ведь снижение курса иены ударит по интересам торговых соперников вроде Южной Кореи, а в конечном итоге и по интересам таких важных партнеров, как Китай и США.