Фото Reuters
Напряженность в Синьцзяне, где в последние годы не раз вспыхивали волнения уйгуров, коренного населения автономного района, очевидно, сохраняется. Как сообщил представитель информационного отдела в правительстве автономного района, во время вооруженного столкновения в минувший вторник был убит 21 человек. Сведения из китайских официальных источников отрывочны.
Перестрелка началась после того, как в уезде Бачу округа Кашгар полиция начала обыскивать дом, где хозяева, как предполагалось, хранили оружие. 15 полицейских и социальных работников погибли. Были убиты и 6 членов «банды». 8 человек арестованы. На интернет-сайте правительства происшедшее названо «инцидентом террористического насилия».
Уйгуры прежде составляли подавляющее большинство населения в Синьцзяне. Но после того как в 1949 году он перешел под контроль коммунистических вооруженных сил, туда началась массовая миграция этнических китайцев (ханьцев). По недавним оценкам китайского правительства, на уйгуров приходится 46% гражданского населения Синьцзяна, а на ханьцев – 40%. Всего в районе живут 22 млн. гражданских лиц.
Самое серьезное столкновение на этнической почве за последние годы имело место в июле 2009 года в столице района, городе Урумчи. Во время этого бунта были убиты 197 человек, в основном ханьцев. В ответ они стали громить кварталы, где жили уйгуры, полиция провела аресты.
О том, что обстановка далека от нормальной, свидетельствует и приговор, вынесенный 20 лицам предположительно уйгурской национальности в конце марта. Суды в двух округах дали этим людям сроки от пяти лет до пожизненного. Суды указали, что фигурантов этого процесса «соблазнили идеи религиозного экстремизма и террористического насилия». Они «использовали Интернет, мобильные телефоны для того, чтобы руководить, организовать и участвовать в террористических организациях, совершать провокации и подстрекать к сепаратизму».
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что «националистическое, сепаратистское движение в Синьцзяне причиняет постоянную головную боль правительству Китая. Чтобы подавить его, власти прибегают и к мирным, и к силовым методам. Они соблюдают свободу вероисповедания, немало делают для того, чтобы поднять жизненный уровень населения. Тем не менее на бытовом уровне недовольство уйгуров неравноправием, дискриминацией сохраняется. Тут картину можно сопоставить с той, что сложилась в некоторых союзных республиках до распада СССР».
Брожение подпитывают и организации уйгуров, действующие за пределами Китая. Нельзя отрицать, что часть приверженцев этих организаций прибегают к методам террора. Но терроризм возникает не в безвоздушном пространстве. «Так же как у нас на Северном Кавказе, террористы в Синьцзяне опираются на людей, недовольных существующим положением», – заключил эксперт.
Как передало агентство AFP, власти обвиняют в подрывной деятельности Исламское движение Восточного Туркестана. Эту группировку, базирующуюся за границей, считают террористической не только КНР, но и США, и ООН.