Генсек альянса констатировал прогресс в отношениях с Москвой. Фото Reuters
Прошедший вчера в Брюсселе Совет Россия–НАТО, как не раз случалось прежде, продемонстрировал наличие диалога между сторонами, но не приблизил решение такой ключевой проблемы в отношениях между альянсом и Москвой, как ПРО. Приоритетными сферами партнерства остаются Афганистан и борьба с терроризмом.Выступая во вторник на открытии заседания Совета Россия–НАТО, генсек Андерс Фог Расмуссен отметил прогресс в отношениях между Москвой и альянсом: «Два с половиной года назад Россия и НАТО в Лиссабоне договорились сделать наши отношения по-настоящему стратегическими. Нам еще предстоит выполнить это обещание, но мы добились значительного прогресса во многих сферах».
И это несмотря на перманентные разногласия по ПРО, которые опять не удалось преодолеть на вчерашнем заседании. «Мы хотим использовать весь потенциал Совета Россия–НАТО, чтобы вести диалог и работать даже по тем вопросам, по которым мы, будучи 29 равноправными партнерами, еще не достигли согласия, – таким как противоракетная оборона», – сказал Расмуссен.
Россия и НАТО в июне впервые проведут испытания совместной системы обнаружения взрывчатки в местах скопления людей, в том числе в метро. А в сентябре пройдут совместные учения с использованием систем контроля над безопасностью на воздушном транспорте, которые предназначены для защиты гражданских самолетов от террористических угроз.
Однако приоритетная задача партнерства России с НАТО, по словам генсека, – стабильность в Афганистане. Он напомнил, что вместе они обучали экспертов по борьбе с наркотрафиком и техников, обслуживающих вертолеты.
Вполне логично, что главным достижением встречи стал запуск второй фазы вертолетного проекта РФ–НАТО. Речь идет о трастовом фонде по обслуживанию российских вертолетов, закупленных США для афганских ВВС. Как и ожидалось, министры объявили о расширении сотрудничества в рамках этого фонда за счет включения в него, помимо резервных частей и обучения афганских техников для обслуживания вертолетов Ми-17, еще и Ми-35. Кроме того, афганские ВВС получат навыки эвакуации раненых.
Москва не исключает, что могут появиться новые области сотрудничества с НАТО на афганском направлении. Но этот вопрос будет обсуждаться в привязке к задачам, которые будут возложены на новую международную миссию в Афганистане после завершения операции Международных сил содействия безопасности (ISAF) в конце 2014 года.
Вместе с тем Россию крайне беспокоит, к чему приведет ускоренный вывод ISAF. По мнению постпреда России при НАТО Александра Грушко, в Афганистане не решены фундаментальные вопросы безопасности, во многих районах хозяйничают экстремисты. «Существует опасность перетока террористической активности из Афганистана в центральноазиатские страны, которые являются нашими союзниками», – сказал он.
Но если уж принято решение о выводе войск из Афганистана, то Россия предлагает НАТО в дополнение к имеющимся пунктам использовать для транзита грузов ISAF свой порт Усть-Луга на Балтике. «Что касается комбинированного транзита через аэропорт «Восточный» в Ульяновске, то эта схема также признана оперативной», – пояснил Грушко.
С учетом остроты ситуации в Сирии на заседании был затронут и этот вопрос, хотя он и не фигурировал как отдельный пункт в официальной повестке дня. Судя по словам Расмуссена, НАТО не намерено вмешиваться в сирийский конфликт, но будет продолжать поддерживать усилия международного сообщества по его урегулированию. На сегодняшний день НАТО ограничило свою роль защитой территории Турции от ракетных угроз, разместив там ЗРК Patriot.
Зато ситуация в Сирии доминировала на переговорах министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с госсекретарем США Джоном Керри. Встреча в Брюсселе на «полях» министерского заседания Совета Россия–НАТО стала уже третьим рандеву глав внешнеполитических ведомств России и США в этом году (первые две встречи прошли в Берлине и Лондоне. – «НГ»).
Лавров и Керри обсудили дальнейшие совместные шаги, которые должны предпринять Россия и США, чтобы побудить противоборствующие в Сирии стороны к мирному процессу, встать на путь выполнения Женевских договоренностей. По словам Лаврова, российские партнеры, включая США, проявляют больше понимания по поводу того, что ставка на продолжение войны в Сирии может привести к росту там радикальных сил.
Со своей стороны Керри недавно заявил, что Москва и Вашингтон смогут достичь прогресса на переговорах по сирийскому урегулированию. Ведь безопасность в Сирии представляет стратегический интерес, в том числе в сфере нераспространения химического оружия.
Судя по всему, говорили министры и о недавнем визите в Москву помощника президента США по национальной безопасности Тома Донилона. Как известно, он привез письмо от президента Барака Обамы российскому лидеру Владимиру Путину. По данным «НГ», ответ Кремля на послание из Белого дома готовится, но будет передан ближе к встрече президентов двух государств, которая состоится на саммите G8 в Северной Ирландии в середине июня.