Министр обороны Карин Энстрём верит в коллективную европейскую оборону. Фото Reuters
В Швеции вновь говорят о холодной войне и призывают к вступлению страны в НАТО. Шум в политических кругах вызвали сообщения СМИ о том, что российские бомбардировщики месяц назад провели учения вблизи шведских границ, отрабатывая удары по Стокгольму. Но в Минобороны Швеции считают, что гарантии безопасности и так предусмотрены Лиссабонским договором.Вот как описала события 29 марта шведская газета Svenska Dagbladet (SvD) со ссылкой на генерал-лейтенанта Андерса Сильвера. Два тяжелых бомбардировщика дальнего радиуса действия Ту-22М3 (Backfire по классификации НАТО), способных нести крылатые ракеты и ядерные бомбы, в сопровождении четырех истребителей Су-27, вылетев со стороны Санкт-Петербурга, направились на восток Стокгольмского архипелага.
Крайней точкой маршрута стал остров Готска-Сандён в Балтийском море (международное воздушное пространство приблизительно в 40 км от шведской границы). Российские самолеты отрабатывали имитационные удары по Стокгольму.
Хотя Швецию информировали о проведении учений, истребители Gripen не отреагировали на появление российской авиации. Вероятно, из-за пасхальных праздников оповещение об угрозах было недостаточным. На помощь подоспел Североатлантический альянс: два датских истребителя, размещенных в Литве, прибыли наблюдать за маневрами – правда, когда те уже завершились.
Может ли инцидент подтолкнуть Швецию вступить в НАТО? шведская Народная партия – либералы (НП–Л), входящая в правящую правоцентристскую коалицию, активно пропагандирует этот шаг. «Нужно расширить наше сотрудничество в области безопасности с другими странами, и в этом плане я в первую очередь думаю, как бы нам приблизиться к НАТО», – сказал представитель НП–Л по внешней политике Аллан Видман.
Вместе с тем министр обороны Швеции Карин Энстрём пояснила EUObserver, что все необходимые гарантии безопасности страны уже содержатся в Лиссабонском договоре. Она прокомментировала статью 42.7: «Хотя ЕС не является военным альянсом и это не то же самое, что статья пять (Вашингтонского договора – документа об основании НАТО. – «НГ»), есть строчка, которая говорит, что страны – участницы ЕС должны поддержать любую другую страну-участницу, если она подвергнется атаке или природному бедствию».
С такой оценкой не согласен Ник Уитни из Европейского совета международных отношений (экспертный центр в Лондоне). Он сравнил гарантии безопасности Лиссабонского договора с «зернышком, которое еще не проросло». Ничего подобного принципам НАТО, по его мнению, в механизмы ЕС не заложено. Но альянс защитит Швецию, хотя та и не является его членом, уверен Уитни. «Страны НАТО и ЕС настолько зависимы друг от друга, а их интересы так сильно пересекаются… Никто не будет нападать на Стокгольм, думая, что британские силы или другие силы НАТО останутся в стороне, наблюдая за происходящим», – полагает он.
Как сообщил «НГ» заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов, Швеция наряду со своими партнерами в Северной Европе и Балтии не впервые выражает беспокойство возросшей военной активностью России в регионе. На этом фоне некоторые политики требуют вступления Швеции в НАТО, и часть электората такую идею поддерживает. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен говорил, что для получения помощи по пятой статье Вашингтонского договора требуется непосредственное членство в альянсе. Это послужило еще одним аргументом для тех, кто видит Швецию в составе НАТО.
Коснувшись вопроса о Лиссабонском договоре, эксперт подчеркнул, что в нем речь идет не об автоматической помощи, а о том, что страны-участницы берут на себя обязательства оказывать друг другу поддержку теми средствами, которые посчитают возможными и необходимыми. «Другой вопрос заключается в том, способен ли ЕС в принципе на военную помощь. Скорее всего придется признать, что в условиях, когда собственно европейской армии не существует, а оперативные силы строятся под выполнение задач миротворческого спектра, ЕС не обладает инструментами для оказания военного содействия в случае агрессии», – заключил Данилов.