Вице-премьер Таро Асо совершил ритуальное поклонение в храме Ясукуни. Фото Reuters
Члены кабинета министров Японии посетили синтоистский храм Ясукуни в Токио, посвященный погибшим воинам. Среди тысяч павших значатся и 14 военачальников, повешенных по приговору международного трибунала за преступления, совершенные во время Второй мировой войны. В Китае, Корее, да и ряде других азиатских стран визиты японских политиков в это святилище воспринимаются как свидетельство того, что Япония не раскаялась за агрессивные действия и поведение своих солдат.
Храм посетили заместитель премьер-министра, министр финансов Таро Асо и по крайней мере еще четверо членов кабинета. Сам премьер-министр Синдзо Абэ, которого западная пресса называет «ястребом» и националистом, в святилище не приезжал. Но он прислал туда декоративную дощечку, какие используют в церемониях религии синто. Асо не стал отвечать на вопросы репортеров, но другой член кабинета утверждал, что его визит носит частный характер.
Однако эти двусмысленные объяснения не смогли предотвратить гневной реакции со стороны Южной Кореи и Китая. Южнокорейский министр иностранных дел Юн Бен Се объявил, что отменяет намеченную ранее поездку в Японию. Во время ее он собирался провести переговоры об отношениях двух стран. «Сейчас почти невозможно вести конструктивный разговор», – сказал представитель южнокорейского МИДа.
В Китае отповедь японцам дали газеты. «Не важно, какую форму принимает обожествление в храме Ясукуни. Это упорное отстаивание неверной точки зрения на историю, наносящее сильный удар по миру и стабильности в Азии», – указал орган Коммунистической партии газета «Жэньминь жибао». А Global Times, еще одна газета, издаваемая КПК, утверждала, что Япония вновь показала себя «зачинщиком беспорядков и провокатором среди азиатских государств».
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко отметил, что мероприятия в храме Ясукуни – это акция, которую нужно воспринимать в контексте внутренней политики Японии. «С точки зрения японцев, 2 миллиона японских солдат погибли, сражаясь за родину. Японцы не считают 14 казненных преступниками. И Абэ хочет, чтобы молодое поколение считало, что Япония во время войны несла народам Азии освобождение от империалистических и колониальных держав».
В такое же русло власти хотят направить воспитание школьников и студентов. Им внушают: «Поражения не было, наш дух не проиграл; просто в 1945 году в сложившихся условиях мы решили прекратить военные действия». Иными словами, правительство стремится поднять патриотический дух нации.
«Такой подход беспокоит американцев. Он должен беспокоить и нас. Ведь, по существу, речь идет о пересмотре итогов Второй мировой войны. Однако это не значит, что России следует втягиваться в территориальные споры Японии с Китаем и Южной Кореей или стремиться создать с ними единый фронт. Тем более что в конце апреля, когда Синдзо Абэ посетит с визитом Москву, должны состояться важные переговоры между лидерами наших стран», – заключил эксперт.
Токио ведет гибкую политику по отношению к соседям. Не отступаясь от своих реваншистских требований, он в то же время добивается улучшения политических и торгово-экономических связей с ними. Характерным в этом плане было предложение Абэ председателю КНР Си Цзиньпину оказать помощь жертвам землетрясения в Китае. «Япония готова оказать максимальную поддержку», – говорилось в послании. Пекин ответил, что располагает на данный момент достаточными ресурсами и не нуждается в иностранной помощи.