Американская идентичность оказалась слабее радикальной идеологии. Фото Reuters
Дело «бостонских террористов» братьев Тамерлана и Джохара Царнаевых обрастает все новыми и все более жуткими подробностями. Между тем муфтии не спешат выступить с осуждением радикалов, придерживавшихся исламской религии.Вчера стало известно, что старший из братьев, Тамерлан, мог быть причастен еще к одному зверскому преступлению, когда в сентябре 2011 года в Бостоне три студента были найдены на общей квартире с перерезанным горлом. По мнению полицейских, их убил кто-то хорошо знакомый, а Тамерлан Царнаев был другом одного из погибших – но на его похороны демонстративно отказался прийти. Да и способ, выбранный для убийства, нехарактерен для Америки – зато не раз применялся участниками бандформирований на Северном Кавказе для казни пленных и заложников. За несколько месяцев до теракта в Бостоне Тамерлан Царнаев создал на YouTube плей-лист, назвав его Terrorist и наполнив роликами с проповедями радикальных шейхов и песнями воспевающего чеченских боевиков барда Тимура Муцураева.
В связи с этим большой резонанс в Интернете вызвала запись в Живом Журнале протодиакона Андрея Кураева, в которой он не без сарказма пишет, что «телеинъекции на тему «у терроризма нет национальности и религии», каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы». По мнению Кураева, «терроризм – это следствие искаженного понимания Корана, но ведь именно Корана», а террористов «можно считать плохими мусульманами, но это именно мусульмане». «Так что Царнаевы – это ваше, мусульманско-чеченское» произведение, пишет православный миссионер.
К подобным неполиткорректным выводам, очевидно, пришла и полиция Бельгии, которая, как сообщает местная газета Het Nieuwsblad Op Zondag, взяла под наблюдение проживающих в стране чеченцев. «Особенно потому, что известно, что уже сделали некоторые чеченцы, проживавшие в нашей стране», – сообщил изданию источник в полиции. Чеченцев не раз обнаруживали среди раскрытых в Бельгии групп исламских террористов.
Примечателен и такой момент – хотя религиозная принадлежность террористов стали известны миру еще в прошлую пятницу, лидеры российских мусульман долго хранили по этому поводу молчание. Вчера во второй половине дня в СМИ появились заявления первого заместителя председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамира Мухетдинова и председателя Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигуллы Аширова - но и то, посвященные критике записи в блоге Кураева и осуждению «исламофобии», но никак не затрагивающие то, что их единоверцев обвиняют в жестокой бойне в Бостоне. Представители прочих российских муфтиятов на момент сдачи номера в печать продолжали отмалчиваться.
Видимо, лидерам российской уммы неясно, какие же заявления делать ввиду возникшего когнитивного диссонанса. Ведь на па протяжении многих лет они твердят, что религия резко облагораживает человека, что, совершая пять раз в день намаз, отказавшись от табака и алкоголя и заставив жену носить хиджаб, верующий превратится в праведника. Братья Царнаевы, по отзывам его семьи и американских знакомых, были самыми что ни на есть «правильными мусульманами». «Старший брат всех нас поучал – совершай намаз, делай то и не делай этого, не употребляй алкоголь, не кури траву», – рассказал РИА Новости школьный друг Джохара Царнаева, представившийся как Дирайер.
В известной степени проблемой в России является и само по себе обсуждение религии. Духовное возрождение 1980–1990-х годов сопровождалось завышенными ожиданиями и сугубо комплиментарной стилистикой. Задуматься над проблемой заставили громкие теракты и митинги исламистов в 2012 году в тихой дотоле Казани. «Никаких экстремистских проявлений не должно быть! В наших соборах, мечетях должны работать люди, которые проповедуют правильную религию. Особенно это касается ислама», – теперь так ставит вопрос перед правоохранительными органами президент Татарстана. Признав тем самым, по сути, правоту тех, кто говорит о наличии повышенной угрозы со стороны приверженцев ислама в случае, если те попадут под влияние «неправильного» его толкования.
Судя по всему, к аналогичным выводам пришли эксперты в США, признав, что западная идентичность часто оказывается менее привлекательной, чем идеология радикального ислама. В связи с этим американские издания признают, что властям необходимо больше обращать внимания на то, что происходит в мечетях страны.
Проблема касается и обсуждения РПЦ, которая, как показали события 2012 года, воспринимает любую критику в свой адрес как информационную войну. «А пьяный монах на спорткаре, подаренном сановным любовником, – наше, русско-православное (то, за что есть стыдиться. – «НГ»), – достаточно откровенно пишет Кураев. – Свое надо признавать своим, а не кричать о своей тефлоновости (что никакая грязь якобы не пристает в принципе. – «НГ»). Иначе от дерьма не избавиться». С этим нельзя не согласиться – религия должна обсуждаться во всех аспектах свободно, чтобы исправлять ее недостатки, которые обнаруживает общество.