В голосовании активно участвовали иракские женщины.
Фото Reuters
Взрывы гранат и залпы минометного огня, который открывали экстремисты в разных районах страны, не помешали иракцам проголосовать на первых после вывода американских войск выборах общенационального масштаба. Выборы в провинциальные собрания покажут силу политических партий накануне парламентских выборов, которые должны состояться в 2014 году. Тогда будет избираться правительство. От этих выборов уже напрямую будет зависеть судьба государства, которое ослабляют взаимные подозрения между религиозными и этническими общинами.
В день голосования насилие не приняло серьезных масштабов. Этого, к сожалению, нельзя сказать о предшествующих неделях, когда местное крыло «Аль-Каиды» и исламисты суннитского толка организовали серию терактов с целью подорвать влияние правительства, которое возглавляют шииты, и усилить раздоры между главными общинами. 14 кандидатов было убито.
В голосовании могли принять участие почти 14 млн. человек. На 378 мест в провинциальных советах претендовали 8 тыс. кандидатов. По сообщению агентства Reuters, проголосовало примерно 50% избирателей.
Провинциальные советы в Багдаде и большинстве провинций центрального и южного Ирака находятся под контролем партии премьер-министра Нури аль-Малики. Четыре года назад она победила с подавляющим перевесом. Но уровень обеспечения населенных пунктов водой, электричеством, работа школ и учреждений здравоохранения по-прежнему остаются неудовлетворительными.
Это вызывает возмущение людей. Но все же сильнее всего волнует их положение с безопасностью. Большинство партий имеют группы вооруженных ополченцев. И между ними время от времени вспыхивают столкновения. Правительство отложило выборы в двух суннитских провинциях, ссылаясь на проблемы с безопасностью. Но жители этих провинций утверждают, что на самом деле правительство перенесло голосование потому, что боится проиграть, а не по соображениям безопасности, передает BBC.
Обозреватели отмечают падение американского влияния в Ираке после того, как войска США ушли в конце 2011 года. Характерным симптомом может служить то, как Багдад отреагировал на призыв государственного секретаря США Джона Керри провести голосование во всех провинциях одновременно. Этот призыв прозвучал как глас вопиющего в пустыне. Иракские власти по существу проигнорировали обращение.
В течение нескольких месяцев тысячи суннитов после пятничных молитв проводили демонстрации против правительства. При Саддаме Хусейне представители их общины занимали ведущие посты в государственных структурах. Они оказались проигравшей стороной после падения режима Саддама Хусейна. Сейчас сунниты обвиняют правительство Малики в том, что оно подвергает их дискриминации.
Сторонники премьера отвергают обвинение. Они говорят, что цель правительства – сохранить единство страны и защитить всех граждан независимо от их общинной или этнической принадлежности. Однако главная проблема для Нури аль-Малики в данный момент – это не сунниты, а раздоры в его собственной общине.
У него есть соперники, такие, например, как проповедник Муктада аль-Садр, который раньше считался самым воинственно настроенным политиком среди шиитов. А теперь он перешел на позиции умеренных и даже объявил, что поддерживает требования суннитов.
Результаты голосования будут объявлены через несколько дней. Западные репортеры полагают, что иракцы, больше всего опасающиеся возобновления насилия в больших масштабах и упрочения влияния чужой общины, проголосуют в той же манере, что и на всех выборах, проходивших с 2003 года. То есть отдадут предпочтение кандидатам своей общины.