«Мы должны победить, у нас нет другого выхода. Иначе Сирия исчезнет», – сказал Башар Асад в интервью журналистам. Фото Reuters
Президент Сирии Башар Асад обвинил Запад в попытке вновь колонизировать его страну. Он напомнил, что США способствовали возникновению «Аль-Каиды», и предостерег их от помощи повстанцам. Интервенция, о которой говорил сирийский лидер, отнюдь не пустой звук: Вашингтон не исключает такого варианта и уже готовит командный пункт в Иордании. А Евросоюз придумал экономический ход. Он намерен облегчить нефтяное эмбарго в отношении Сирии, но покупать углеводороды не у режима, а непосредственно у оппозиции.«Правда заключается в том, что происходящее является войной, – сказал Асад в среду вечером, выступая на национальном сирийском телеканале «Аль-Ихбария». – Это не проблемы с безопасностью. Это война во всех смыслах слова. Есть большие державы, особенно западные, которые исторически никогда не разделяли идеи о независимости других стран. Они хотят подчинить себе эти страны». Заявление сирийского лидера было приурочено ко Дню независимости, знаменующему окончание французской оккупации. Спустя 67 лет после этих событий Асад заподозрил западные державы в новой попытке оккупировать и колонизировать Сирию под предлогом гуманитарных нужд. «Мы видели их гуманитарное вмешательство в Ираке, в Ливии, и сейчас мы видим его в Сирии», – подчеркнул он.
Асад предупредил, что Европа и США заплатят за поддержку повстанцев, так как эти люди, по его словам, являются террористами и бандитами. Он сравнил происходящее в Сирии с поддержкой американцами моджахедов в Афганистане в 1980-е годы, породившей «Аль-Каиду» и Усаму бен Ладена. Сирийский лидер предостерег от пагубных последствий и Иорданию, ставшую перевалочным пунктом для боевиков и оружия.
По сообщениям американской прессы, на территории Иордании при участии США действительно идет подготовка боевиков. В среду Пентагон сообщил, что отправляет туда дополнительных военных. По информации Washington Post, этот шаг не приведет к большому росту контингента, который составит 250 человек (сейчас 150). Однако речь идет о сотрудниках штаба Первой бронетанковой дивизии, расквартированной на военной базе Форт-Блисс (штат Техас). Очевидно, американцы готовят командный пункт на случай интервенции. «Это хорошо обученная, хорошо скоординированная команда, которая может стать ядром будущего планирования миссии и увеличения структур управления и контроля, если поступят соответствующие указания», – пояснил военный источник газете Wall Street Journal.
На днях газета Guardian сообщила, что именно Иордания стала основным каналом поставок оружия из Саудовской Аравии в Сирию. Выступая в среду перед Конгрессом, госсекретарь США Джон Керри говорил о важности этих поставок. «В настоящий момент политика Соединенных Штатов заключается в том, что мы не поставляем летальную помощь, но очень, очень тесно работаем с теми, кто делает это», – заявил он. Однако даже в официальных кругах США не все придерживаются такого же мнения. «Мое военное суждение сводится к тому, что теперь, когда мы увидели активизацию «Ан-Нусры» и «Ахрар аш-Шам», а также фотографии этих групп с оружием в руках, у меня больше беспокойства, чем прежде», – сказал председатель Объединенного комитета начальников штабов США Мартин Демпси.
Что касается ЕС, то там сохраняется эмбарго на поставки оружия в Сирию. Зато на днях удалось достичь предварительной договоренности о частичной отмене эмбарго на экспорт нефти из Сирии. Европейцы рассчитывают помочь восстановить экономическую базу в захваченных оппозицией районах. Сирия обеспечивала менее 1% мировой нефтедобычи, но углеводороды всегда являлись важнейшей частью ее экспорта. Европа же была основным их потребителем, и введенное в 2011 году эмбарго обрушило сирийский экспорт с 7,2 млрд. до 185 млн. долл.
Окончательного решения можно ждать уже 22 мая на саммите ЕС в Брюсселе. Тогда страны, которые захотят получить сирийскую нефть или поставить оборудование местной нефтяной промышленности, будут взаимодействовать с Национальной коалицией сирийских революционных и оппозиционных сил. Иными словами, создается механизм закупок нефти у сирийской оппозиции для ее дополнительного финансирования. Это позволит возродить разрушенную инфраструктуру, заново создать органы местной власти. Не исключено, что деньги пойдут и на поставки того же оружия. Впрочем, эксперты полагают, что охотников приобрести такую нефть может не найтись, да и добывать ее в объятой войной стране, под бомбежками, более чем проблематично.