Фото Reuters
Кипр попросил Евросоюз о дополнительной помощи, после того как стало известно, что для спасения его экономики потребуется не 17, а 23 млрд. евро. Никосия хочет задействовать несколько инструментов: добиваться увеличения размера первых траншей, искать финансирование в Структурных фондах и Фонде единства ЕС (вплоть до 1 млрд. евро), пересматривать долю Брюсселя в совместных инфраструктурных проектах.Президент Кипра Никос Анастасиадес направил письмо в ведущие институты ЕС с просьбой о дополнительных мерах поддержки. Поводом послужило известие о том, что Никосии нужно собрать еще 6 млрд. евро вдобавок к уже согласованным 7 млрд. Именно такой новостью Кипр озадачила «тройка» кредиторов (Еврокомиссия, МВФ, ЕЦБ). Это чревато продажей золотых резервов страны и долговым свопом, грозящим инвесторам новыми потерями.
На этом фоне начались спекуляции вокруг того, что Анастасиадес будет просить расширить программу помощи в 10 млрд. евро, которую министры финансов еврозоны на днях утвердили на встрече в Дублине. Никосия поспешила дезавуировать эти догадки. Как сообщили в представительстве Кипра при ЕС, речь идет о том, чтобы наибольшая часть займа поступила уже в ближайшие годы – наиболее проблемные для страны. По прогнозам, в этом году экономика Кипра сократится на 9%, а в следующем – на 4%. Рост начнется лишь в 2015 году.
По другим данным, которые следуют из комментария представителя кипрского правительства Христоса Стилианидеса, Никосия все же будет искать добавочные источники финансирования, но уже по линии Структурных фондов и Фонда единства ЕС. Эти средства могут составить 1 млрд. евро и не имеют отношения к пакету в 10 млрд. евро. Также Кипр будет просить большего (до 80%) участия ЕС в совместных инфраструктурных проектах. В Брюсселе уже намекнули, что для этих возможностей есть «плодородная почва».
Смысл вновь названной суммы в 23 млрд. евро пояснил еврокомиссар по экономическим и валютным вопросам Олли Рен. «Люди сравнивают яблоки с грушами и в результате получают апельсины, – подчеркнул он. – Эти две цифры – 17 млрд. евро и 23 млрд. евро, необходимых для программы финансирования, – нельзя сравнивать в строгом смысле слова, поскольку структура первой и второй, то есть финального пакета, отличается. 17 млрд. евро связаны с чистыми потребностями финансирования, тогда как большая цифра, 23 млрд. евро, отражает более широкую финансовую концепцию».
Теперь помощь Кипру должны утвердить страны – члены ЕС, что может произойти уже до конца месяца. Первый транш планируется перевести в середине мая. Кроме того, в Дублине был на семь лет продлен срок возврата кредитов, получаемых Португалией (с 2011 года по 2014-й) и Ирландией (с 2010-го по 2013 год). В прессе этот шаг назвали «вознаграждением за хорошее поведение». Такое поощрение особенно важно для Португалии, где Конституционный суд заблокировал целый ряд мер жесткой экономии.
Поднималась на встрече еврогруппы и проблема офшоров. Крупным достижением стала договоренность между Францией, Германией, Италией, Испанией, Великобританией, Нидерландами, Польшей, Бельгией и Румынией (девять стран) об обмене банковскими данными в рамках борьбы с уклонением от налогов, которые обходятся ЕС приблизительно в 1 трлн. евро. Соответствующий план Европейской комиссии министры финансов Евросоюза собираются обсудить 14 мая, а главы стран-членов рассмотрят его на саммите 22 мая.
Открыть налоговым органам ЕС информацию о вкладчиках своих банков согласился и Люксембург. «Крепким орешком» остается Австрия. Министр финансов Мария Фектер требует, чтобы для начала с собственными офшорами разобралась Великобритания. «У Великобритании есть много центров отмывания денег и налоговых гаваней в непосредственной законной компетенции – Нормандские острова, Гибралтар, Каймановы острова, Виргинские острова. Это горячие точки уклонения от налогов и отмывания денег», – заявила Фектер.