Японо-тайваньская договоренность была достигнута 10 апреля в Тайбэе. Фото Reuters
Япония и Тайвань заключили соглашение о рыболовстве в водах, окружающих спорные острова Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. По соглашению тайваньские рыбаки получают дополнительно 4530 кв. км площади, где они могут вести промысел свободно, не опасаясь преследования со стороны японской патрульной службы.
Сделка предусматривает, что в эксклюзивной экономической зоне Японии будет обозначен район, где разрешено заниматься ловом и японским, и тайваньским шхунам. Из этого района, однако, исключены территориальные воды Японии длиной 12 навигационных миль, сообщает газета Japan Times.
Стороны создали также объединенный комитет по рыболовству для продолжения диалога. И Тайвань, и Япония предъявляют претензии на суверенитет над архипелагом. Было достигнуто согласие, что решение этого вопроса будет отложено на какое-то время.
Поскольку на владение необитаемыми островами Сенкаку претендует и Китай, источники в Токио сказали агентству Kyodo, что Токио пошел на компромисс, чтобы не допустить создания единого фронта Китая и Тайваня.
Для президента Тайваня Ма Инцзю, чья популярность упала, договоренность дает возможность рассуждать о победе на дипломатическом фронте. В то же время сделка действительно улучшает атмосферу. Ведь не будь ее, между Японией и Тайванем могли снова вспыхнуть стычки.
В минувшем сентябре 70 тайваньских рыболовецких шхун вошли в территориальные воды Сенкаку. В результате суда японской береговой охраны и тайваньские патрульные суда стали поливать друг друга из брандспойтов. На Тайване это назвали «водяной войной».
Япония заявляет, что ее права на острова неоспоримы. Поэтому вопроса о суверенитете не существует. Но и Китай не смягчает своей позиции. Причем японо-тайваньский пакт затронул самую чувствительную болевую точку в политике КНР, а именно тайваньскую проблему. Ведь, с точки зрения Пекина, Тайвань – неотъемлемая часть Китая. Эту священную скрижаль никто не
вправе подвергать сомнению.
Между тем японские и тайваньские чиновники вели переговоры как представители двух государств. Это немедленно вызвало негативную реакцию в Пекине. Представитель МИД Китая сказал, что Японии следует серьезно выполнять свои обещания по тайваньскому вопросу. Эта фраза подразумевает, что она никогда не признает Тайвань самостоятельным государством.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что «в отношении спорных островов Тайвань всегда выступал не вместе с КНР, а параллельно он подчеркивал свою особую политическую линию. Дело в том, что на Тайване люди обеспокоены тем, что сближение с Китаем идет слишком быстро. И соглашение с Японией дает лишнюю возможность продемонстрировать известную самостоятельность, показать, что слияния с Китаем не будет».
Япония, естественно, хочет поддержать тайваньский национализм, вбив клинышек между Тайванем и Китаем. И это в тот момент, когда новое националистически настроенное руководство Китая хочет добиться успехов на пути воплощения мечты китайцев о воссоединении Тайваня с родиной. Не- удивительно, что в Пекине недовольны таким поворотом событий, заключил эксперт.