Вчера Дмитрий Медведев, говоря о ситуации вокруг Кипра, заявил: «Там, по-моему, продолжают грабить награбленное». Фото РИА Новости/Reuters
Международные кредиторы утвердили пакет помощи Кипру. Они предоставят стране 10 млрд. евро и тем самым спасут ее от банковского коллапса. В обмен на помощь Кипр сократит масштабы своего банковского сектора и спишет значительную часть – до 40% – крупных депозитов в двух крупнейших банках – Bank of Cyprus и Laiki. В результате Кипр может навсегда потерять роль офшорного финансового центра.Евросоюз, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Международный валютный фонд в ночь на понедельник согласились предоставить Кипру финансовую помощь в размере 10 млрд. евро. Договоренность между Никосией и тройкой кредиторов была достигнута буквально в последнюю минуту переговоров в Брюсселе, длившихся почти 12 часов.
«Мы не выиграли никакой битвы, но действительно предотвратили катастрофический выход страны из еврозоны», – признал по окончании переговоров министр финансов Кипра Михалис Саррис. В свою очередь, глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум подчеркнул: «Мы покончили с неопределенностью, охватившей в последние недели и Кипр, и всю зону евро». Он выразил уверенность, что достигнутое соглашение гораздо лучше варианта, предусматривавшего введение налога на все сберегательные счета, который рассматривался на прошлой неделе.
В соответствии с соглашением отменен вызвавший возмущение киприотов единовременный налог на депозиты, правда, лишь для мелких и средних вкладчиков. «Хочу подчеркнуть, что ни одна из этих мер не коснется депозитов менее 100 тысяч евро. В этом не может быть никаких сомнений, – заявил Дейсселблум. – Сегодня мы снова отметили, как важно для Европейского союза гарантировать такие депозиты».
Вклады на сумму свыше 100 тыс. евро в соответствии с правилами ЕС не подлежат страхованию и будут обложены налогом, но его размер пока не определен. Кроме того, потери крупных вкладчиков будут зависеть от того, в каком именно банке размещены их средства. Так, второй по величине, но проблемный Laiki bank будет немедленно реструктурирован, а впоследствии ликвидирован. Его активы будут разделены, по выражению представителей Еврогруппы, на «плохие» и «хорошие». Последние перейдут Bank of Cyprus.
Этот банк, у которого много российских клиентов, также пройдет реструктуризацию и станет существенно меньше. Убытки тех, кто хранит в Bank of Cyprus суммы свыше 100 тыс. евро, могут составить, по оценкам, до 40%. Для реструктуризации Bank of Cyprus европейские средства использоваться не будут, поэтому размер потерь вкладчиков будет зависеть от того, сколько денег потребуется для оздоровления банка.
По данным Wall Street Journal, точный уровень потерь крупных вкладчиков двух основных банков Кипра определится, когда эксперты ЕС и МВФ проведут необходимые расчеты. В этих двух банках хранится более половины всех депозитов кипрских кредитных организаций.
Учитывая желание ЕС сократить масштабы банковского сектора, который в семь раз превышает ВВП, Кипр может навсегда потерять роль офшорного финансового центра. Во всяком случае кредиторы уже заявили, что бизнес-модель, которой пользовались власти Кипра для привлечения зарубежных инвесторов за счет низких налогов и либерального финансового регулирования, провалилась и должна быть заменена на другую.
Чтобы реализовать договоренности с ЕС, парламенту Кипра новых решений по банкам принимать не придется, так как на прошлой неделе законодатели уже предоставили все необходимые для этого полномочия правительству. Другое дело, что соглашение о финансовой помощи Кипру должно быть одобрено парламентами стран ЕС. По оценкам дипломатов в Брюсселе, такая программа помощи будет принята к середине апреля. Предполагается, что первые деньги Никосия получит в мае. Их будут перечислять траншами ежеквартально по результатам инспекций экспертной комиссии международных кредиторов.
Как бы то ни было, комиссар ЕС по финансам Олли Рен предупредил, что Кипр ожидают трудные времена. «Ближайшее будущее будет очень тяжелым для Кипра и народа этой страны», – указал он.
По мнению же руководителя Центра денежно-кредитной и валютно-финансовой политики Института Европы РАН Анатолия Бажана, трудные времена на Кипре уже наступили. «И продлятся они долго, так как экономику острова никак нельзя назвать конкурентоспособной, – сказал он в разговоре с «НГ». – Ведь именно с этим связаны те финансовые неурядицы, которые потрясли Кипр. Предпринимаемые для его спасения меры затрагивают в первую очередь граждан Кипра и других стран, хранящих там свои сбережения. Именно они пострадают больше всех в результате введения налога на крупные депозиты. А как только будет снят запрет на свободное перемещение капиталов, отток средств с острова усилит негативные тенденции в экономике».
То, что происходит на Кипре, – это отражение ситуации, которая сложилась в еврозоне в результате непродуманной политики по приему в нее все новых членов, считает эксперт. «Вместо того чтобы принимать во внимание такие критерии, как уровень развития, конкурентоспособность и степень участия в международном разделении труда в рамках еврозоны, ЕС ориентируется на финансовые показатели, в частности, дефицит бюджета и уровень инфляции, – сказал Бажан. – Отсюда трудности у таких стран, как Греция, Испания, Португалия, Кипр».
Аналитики Morgan Stanley во вчерашнем обзоре отметили, что новый план спасения во многом лучше предыдущего. «Но он может повлечь большие потери российских частных лиц, учитывая большую «стрижку» крупных депозитов в двух крупнейших банках Кипра», – отмечается в обзоре.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев вчера заявил о необходимости тщательно просчитать последствия кризиса на Кипре. «Там, по-моему, продолжают грабить награбленное. Нужно понять, во что эта история в конечном счете превратится», – сказал он на встрече с вице-премьерами в Горках.