В Никосии люди хотят снять деньги с банковских счетов из опасений, что банки могут закрыться. Фото Reuters
Кипрская драма – последний ли акт? Весь вчерашний день этот роковой вопрос нависал над Европой в ожидании исхода пожарной брюссельской встречи еврогруппы и посланцев Никосии. В случае неудачи ЕЦБ заранее пригрозил перекрыть сегодня еврокраны банкам острова и тем самым утопить его в пучине госбанкротства. А лидерам ведущих стран и инстанций ЕС пришлось бы с ходу переключаться на запасной вариант действий по минимизации последствий такого поворота событий.Ставки чрезвычайно высоки. Комиссия ЕС жестко предупредила, что выход должен быть найден до понедельника. Финансовый еврокомиссар Отто Рен заявил, что «события последних дней привели к ситуации, при которой оптимального решения больше быть не может». Кипрское правительство в субботу до глубокой ночи согласовывало свои представления с «тройкой» ЕС, ЕЦБ и МВФ. Кое-что, сообщили из Никосии, удалось, но ряд существенных проблем завис.
Без вестей с Кипра нидерландский министр финансов Йерун Дейселблум смог оповестить своих коллег о воскресном сборе лишь в срочном порядке через Twitter: «Завтра. 18.00. Еврогруппа». (По московскому времени она начнется только в 21 час, так что о результате первыми сообщат круглосуточные электронные СМИ.) Вместе с тем после целой недели неразберихи в кипрских делах стороны очевидно пришли к выводу, что министрам финансов потребуется подстраховка в виде более высокой политической компетенции. Поэтому вчера в Брюссель прибыл президент Кипра Никос Анастасиадис. Для переговоров с ним туда же съехались главы МВФ и ЕЦБ Кристин Лагард и Марио Драги, а руководители ЕС Жозе Мануэл Баррозу и Херман ван Ромпей отложили визит в Японию.
Не было только канцлерин Ангелы Меркель. Однако ее позиция была озвучена еще в минувшую пятницу. Для этого была использована информационная встреча с обеими бундестаговскими фракциями партий черно-желтой коалиции. Ее участники поведали о раздраженной реакции Меркель в связи с неуступчивостью кипрского кабинета. Канцлерин отвергла его идею использования пенсионного фонда в антикризисных целях. Представители обеих фракций старательно цитировали ее предупреждение в адрес ЕС ни в коем разе не поступаться принципами в новых переговорах о Кипре.
Применительно к островному государству речь идет прежде всего о его собственном «софинансировании» в 5,8 млрд. евро антикризисной программы. Это непременное предварительное условие получения Кипром десятимиллиардного кредита на реструктуризацию его банков. Берлин категорически настаивает на этом. Иначе в Бундестаге может не набраться большинства для санкционирования помощи Кипру. Эти трудности нагородил сам немецкий истеблишмент. Дело в том, что политики и СМИ старательно внушали на протяжении последних месяцев публике представление, что без привлечения денег кипрских банков помощь их реструктуризации была бы равнозначна помощи российским олигархам за счет немецких налогоплательщиков. Судя по информации, имевшейся в воскресенье днем, и в Брюсселе все зависело от решения вопроса о судьбе вкладов в кипрских банках.
Сейчас уже ясно, что страны и инстанции «тройки» проявили величайшую ошибку и недальновидность, навязав Кипру «план спасения» с элементом конфискации в банках острова части корпоративных и личных вкладов, в том числе даже мелких вкладчиков. Это вызвало волнение по всей Европе и еще скажется на общественном доверии к финансовой системе ЕС. Отказ кипрского парламента поддержать этот план позволил его авторам пересмотреть позицию в отношении мелких вкладчиков. Но принцип единовременного налога с кипрских вкладов остался.
В ночь на субботу кипрский парламент согласился с рядом правительственных законов. Решено создать «национальный фонд солидарности». В нем будут сконцентрированы активы пенсионных фондов и государства для выпуска чрезвычайных облигаций. Правительство получило право контролировать движение капитала, чтобы не допустить его бегства с острова. Одобрена реструктуризация банков, предполагающая, в частности, разделить их на «хорошие» и «плохие». Последние, понятно, претерпят банкротсво. В целом эти меры предположительно могут дать около 3 млрд. евро.
Нехватку же для требуемых европрограммой 5,8 млрд. опять-таки хотят собрать в банках. Вчера в этой связи назывался крупнейший Bank of Cyprus с его большими иностранными вкладами. Согласно разным источникам, потери его вкладчиков могут составить от 15 до 25%. А в остальных банках владельцев стотысячных и более капиталов собираются пощипать якобы милосердно – на 4%. Но все равно это было бы обкаткой методики, слывшей до сих пор неприемлемой, тем более в международном банковском сообществе. Несмотря на чрезвычайную сложность кипрской материи, некоторые европейские наблюдатели видят признаки желания и возможности сторон не доводить ситуацию до катастрофы.