Министр бюджета Жером Каюзак усиленно боролся с налоговыми уклонистами, но сам попал в их число. Фото Reuters
Социалистам, обещавшим Франции образцовое правительство, не удалось избежать коррупционного скандала. Ушел в отставку министр бюджета Жером Каюзак, бросив тень на всю команду. Его место занял Бернар Казенев, до этого бывший министром по европейским делам. Парадоксально, но Каюзаку, ярому борцу с бегством за рубеж личных капиталов, приписывают использования банковских счетов в Швейцарии и Сингапуре с целью уклонения от уплаты налогов.Каюзак подал в отставку во вторник вечером на фоне обвинений в сокрытии доходов. В январе полиция начала расследование фактов, приведенных интернет-газетой Mediapart. Она утверждала, что у министра некогда был незадекларированный счет в Женеве. В декабре 2010 года он был закрыт, а средства переведены в Сингапур. Сам политик все отрицал, но свидетели узнали его голос на аудиозаписи, где звучали слова: «Меня раздражает, что у меня открыт там счет, UBS – это все-таки необязательно самый надежный из банков».
Отставка Каюзака может оказаться серьезным ударом для президента Франсуа Олланда, рейтинг которого и так сильно просел (сейчас президента поддерживают лишь 35% французов). Социалисты ожесточенно критиковали Союз в поддержку народного движения (СПНД) за коррупционные скандалы, но сами оказались не без бревна в глазу. Между тем СПНД учится на чужих ошибках. По словам депутата партии Люка Шателя, Каюзака «не линчевали ни пресса, ни оппозиция» в отличие от экс-министра труда Эрика Верта, когда «Социалистическая партия неистовствовала, хотя никаких доказательств не было».
Пикантность ситуации придает тот факт, что именно Каюзак зарекомендовал себя как самый ярый борец с налоговыми уклонистами и бегством личных капиталов. Теперь политик оказался в одной лодке с теми, кого журнал Point однажды назвал «безбилетными пассажирами», прежде всего с богатейшим человеком Франции Бернаром Арно, пытавшимся стать бельгийцем, и артистом Жераром Депардье, ныне российским гражданином.
Вместе с тем многие обозреватели выражают Каюзаку сочувствие. Вот как оценивает случившееся газета Depeche du Midi: «Кажется, уже слышен грохочущий смех Жерара Депардье, человека, который решил переехать по налоговым причинам. Можно представить себе, с каким пафосом наш Сирано (Сирано де Бержерак – одна из ролей актера. – «НГ») завтра сыграет возмущение. И подле друга Депардье, кажется, слышно, как с облегчением смеются все эти беглецы, миллиардеры и миллионеры, для которых министр бюджета всегда был почти что дьяволом, особенно с тех пор, как он вздумал устроить охоту на мошенников и мелких пройдох».
Каюзак действительно рассчитывал «взяться» за налоговых уклонистов. Он выступал за продление с двух до пяти лет пока так и не вступившего в силу закона о 75-процентном налоге на сверхприбыли, требовал, чтобы французы, обосновавшиеся за рубежом, платили налоги в своей стране. Напомним, что Николя Саркози также предлагал заставить французов, проживающих за границей, уплачивать во французскую казну разницу налоговых ставок, чтобы лишить их стимула уезжать из «налогового ада».
Тогда Каюзак высмеял Саркози, заявив: «А если налоги, уплаченные за рубежом, будут выше, чем те, что были бы уплачены во Франции? Французское государство вернет разницу?» В итоге, столкнувшись с реальными бюджетными проблемами, политик не только пересмотрел свои взгляды, но и занял гораздо более радикальную позицию в отношении налоговых беглецов, чем Саркози. С 1 января с.г. по решению правительства французы, проживающие в Швейцарии, платят во Франции налоги со средств, заработанных на родине.
Кроме того, в декабре была создана парламентская комиссия, которая занялась налоговыми уклонистами. В феврале ее председатель Ян Галю сообщил, что «налоговое бегство обходится Франции в 30–80 миллиардов евро ежегодно, из них 30% идет напрямую в Швейцарию». Группа подведет итоги своей работы в мае.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров в интервью «НГ» рассказал, что проблема с налоговыми беглецами во Франции давняя и острая: чем состоятельнее французский гражданин, тем более он стремится обосноваться в Швейцарии, Люксембурге или Бельгии. «Как и в ФРГ, во Франции были расследования вокруг счетов, открытых в Люксембурге и Швейцарии. И Саркози довольно жестко говорил с премьер-министром Люксембурга, обвиняя его в том, что в стране создан налоговый рай, куда свободно стремятся богатые европейцы», – напомнил эксперт. По мнению Федорова, законодательство в отношении «налоговых беженцев» будет ужесточаться и далее. В этом заинтересовано мировое сообщество, благодаря усилиям которого темных банковских зон в Европе становится все меньше.