Послабления визового режима на российских туристов не распространятся. Фото Reuters
На следующей неделе в Москве состоятся переговоры делегации ЕС во главе с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу с премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Ожидается, что стороны обсудят ситуацию вокруг введения безвизового режима для краткосрочных поездок граждан. О том, как продвигается решение этого вопроса, рассказал вчера журналистам посол по особым поручениям МИД РФ Анвар Азимов.
Отмена визового режима с ЕС остается приоритетной задачей российской внешней политики, которую Москва пытается решить почти 10 лет. К таким отношениям с нашей страной Евросоюз все еще не готов. Поэтому отношения Москвы и Брюсселя на визовом направлении развиваются по двум трекам – достижение в перспективе безвизового режима для краткосрочных поездок и упрощение в ближайшее время визового режима для строго определенных категорий граждан.
Посол по особым поручениям МИД РФ Анвар Азимов как раз отвечает за первый трек. По его словам, на саммите Россия–ЕС в Брюсселе (декабрь 2011 года) стороны одобрили своего рода «дорожную карту» – перечень «Совместных шагов» по переходу к безвизовому режиму. Пошаговый план носит технический характер и разделен на четыре блока мер, необходимых для введения свободы передвижения. Это защищенность документов, противодействие нелегальной миграции, обеспечение общественного порядка и развитие внешних связей.
Азимов убежден, что технические вопросы отмены визового режима между Россией и Евросоюзом решены. Стороны обменялись увесистыми отчетами (1500 страниц с российской стороны и 350 – с европейской) о ситуации с продвижением к безвизовому режиму. В России уже побывали две экспертные миссии ЕС. Одна проверила состояние дел с выдачей биометрических загранпаспортов, другая проинспектировала состояние наших границ с Белоруссией, Украиной и Казахстаном. «Если ставить оценки, я бы оценил проделанную работу на «четверку», – сказал Азимов. При этом Россия подписала протоколы о реадмиссии со всеми государствами ЕС, входящими в Шенгенскую зону.
С 8 по 12 апреля Россию посетит экспертная миссия ЕС по третьему блоку «Совместных шагов» по переходу к безвизовому режиму. Она оценит миграционные риски, состояние борьбы с терроризмом и сотрудничество правоохранительных структур. А по четвертому блоку Москва намерена провести обмен экспертными миссиями в июне-июле.
Казалось бы, процесс идет своим чередом, и стороны могли бы перейти к безвизовому режиму краткосрочных поездок накануне открытия в Сочи зимних Олимпийских игр в феврале 2014-го. Однако уже в конце прошлого года обнаружились расхождения по срокам. Если 17 членов ЕС выступают за ускорение безвизового обмена с Россией, то 10 – за то, чтобы процесс согласований и доработок развивался бесконечно. А чтобы приступить непосредственно к работе над соглашением Еврокомиссии, требуется согласие всех 27 стран – участниц ЕС.
Между тем не секрет, что некоторые страны ЕС не столько всерьез опасаются наплыва россиян, особенно из северокавказских республик, сколько хотели бы предоставить в первую очередь безвизовый статус постсоветским странам, участвующим в программе «Восточное партнерство». В Брюсселе признают, что отменить визы для россиян – значит лишить себя серьезного козыря в переговорах как по новому соглашению о стратегическом партнерстве с Москвой, так и по проблеме энергетической безопасности. Мол, абсурдно так разоружаться перед решением столь важных вопросов.
Кроме того, Евросоюз демонстрирует политизированный подход, пытаясь увязать безвизовый режим с коррупцией и правами человека в России. «Возникает резонный вопрос: какое отношение имеют вопросы, связанные с нашей коррупцией, к визовому режиму?» – сказал Азимов. Точно так же, по его словам, на переговорах с ЕС «рефреном звучит вопрос о том, как введение безвизового режима сопрягается с соблюдением прав человека и в нашей стране, и в странах Евросоюза».
По словам дипломата, представители Евросоюза, в том числе побывавший на днях в Москве генеральный директор Еврокомиссии по внутренним делам Стефано Мансервизи, призвали не устанавливать каких-либо искусственных сроков введения безвизового режима. «Мы, наоборот, полагаем, что необходимо иметь какие-то временные ориентиры, – сказал Азимов. – Будем вести дело к тому, чтобы безвизовый режим был введен хотя бы в конце 2014 года».
На вопрос «НГ», как обстоит дело с подписанием нового соглашения по упрощению визового режима, Азимов ответил: «В конце марта коллеги из консульского департамента МИД РФ поедут в Брюссель, чтобы окончательно расставить все точки над i, и в обозримом будущем у нас будет возможность сначала парафировать, а затем ратифицировать этот документ. Перспектива вполне благоприятная».
Дипломат пояснил, что примеру Германии дать зеленый свет обладателям биометрических служебных паспортов последовали практически все государства Евросоюза: «Сейчас у них имеется 258 из 350 голосов для решения вопроса об отмене виз». Вместе с тем российская сторона по просьбе Евросоюза значительно сократила количество обладателей таких паспортов – со 125 тыс. до 15 тыс. Из их числа были исключены военнослужащие, исполняющие свой воинский долг в странах СНГ, административно-технические работники российских загранучреждений и сотрудники госкомпаний.
«Наибольшую озабоченность у наших партнеров вызывают служебные паспорта, которые мы в соответствии с законодательством РФ выдаем представителям российских госкомпаний. Всего там получается 499 человек, – сказал Азимов. – Честно говоря, мы не видим особых проблем, которые эти люди могут создать для наших партнеров из ЕС. Но раз высказано было пожелание их снять, мы на это пошли».
В итоге на отмену виз могут рассчитывать госслужащие федерального и регионального уровня, обладающие биометрическими служебными паспортами. Это в основном те чиновники, которые участвуют в межведомственном диалоге со странами ЕС. Также, по словам дипломата, облегченный визовый режим распространится на предпринимателей, журналистов, научных работников, спортсменов, молодежь и представителей гражданского общества. После трех заездов в страны Шенгенской зоны им должны выдавать многократные визы на пять лет. А вот туристов упрощение процесса получения виз, увы, не коснется.