Белый дом «не блефует» и готов любой ценой не допустить появления у Ирана ядерного оружия, заявил вице-президент США Джозеф Байден. Параллельно премьер Израиля Биньямин Нетаньяху призвал Америку добавить к экономическим санкциям «реальную угрозу применения военной силы». Впрочем, пока Вашингтон и Тель-Авив сошлись на том, что момент для силового вмешательства еще не настал, но времени на поиск мирного решения осталось мало.
«Мы не хотим войны. Мы стремимся и готовы к переговорам, но все варианты, включая военное решение, остаются на столе», – подчеркнул Байден, выступая на конференции «Американо-израильского комитета по общественным связям» (AIPAC). При этом, по его словам, у Ирана все меньше времени, чтобы договориться с международным сообществом.
Ранее с аналогичными высказываниями выступил в Эр-Рияде госсекретарь США Джон Керри. Он заявил, что время для политического решения иранского вопроса еще есть, «если иранцы готовы всерьез отнестись» к предложению «шестерки», озвученному на переговорах в Алма-Ате. «Однако переговоры не будут вестись ради переговоров, и они не должны превращаться в средство тянуть время, что сделает ситуацию еще более опасной», – отметил Керри.
Напомним, в конце февраля в Казахстане прошел очередной раунд переговоров «шестерки» международных посредников (постоянные члены СБ ООН плюс Германия) с представителями Исламской Республики. Державы предложили ослабить санкции, если Тегеран согласится остановить работу подземного завода по обогащению урана в Фордо. Однако глава иранской делегации Саид Джалили тогда заявил, что для закрытия этого предприятия нет оснований. Новые консультации должны состояться в начале апреля.
Перед участниками конференции AIPAC также выступил по видеосвязи глава правительства Израиля, который заявил, что Иран продолжает реализацию своей ядерной программы и приближается к «красной линии», но пока не пересек ее. Под «красной линией» он понимает момент, когда Иран накопит достаточное количество 20-процентного урана, чтобы изготовить (после дообогащения до оружейной концентрации) начинку для боеголовки. В сентябре 2012 года, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, израильский премьер предупредил, что такой момент может наступить уже весной-летом текущего года.
Нетаньяху дал понять, что Израиль по-прежнему настроен решительно. «Одними только словами невозможно остановить Иран. Одними санкциями также невозможно остановить Иран. Санкции должны быть совмещены с реальной угрозой применения военной силы в случае, когда дипломатия не приносит результатов. Еврейский народ знает, какова цена беззащитности перед опасностью уничтожения. Никогда в жизни мы не позволим этому повториться», – заявил премьер.
Впрочем, как полагают эксперты, до президентских выборов, которые должны состояться в июне 2013 года, позиция Тегерана вряд ли изменится. Косвенным подтверждением такой оценки можно считать недавнее заявление главного иранского атомщика Ферейдуна Аббаси-Давани. Тот сообщил СМИ, что страна завершает производство и установку 3 тыс. центрифуг нового поколения на комбинате по обогащению урана в Натанзе. Считается, что это позволит Ирану ускорить обогащение урана.
Между тем американские СМИ отмечают, что в отношениях между Израилем и американской администрацией, похоже, начался новый этап. Исчезла напряженность, которая раньше витала в воздухе на протяжении всего первого срока Обамы. Главной причиной было давление, которое Вашингтон оказывал на Тель-Авив по вопросу поселений на Западном берегу Иордана, чтобы добиться возобновления палестино-израильских переговоров. Главу Белого дома считали антиизраильским деятелем и даже подозревали в антисемитизме.
В ходе нынешней конференции AIPAC Байден вообще не упоминал проблему еврейских поселений и ничего не сказал по поводу возобновления переговоров с палестинцами. Зато он не поскупился на обещания, что США и дальше будут безоговорочно поддерживать Израиль финансово и политически.
Примечательно, что в понедельник, накануне конференции AIPAC, в Палату представителей Конгресса был внесен проект закона, подготовленного совместно демократами и республиканцами и объявляющего Израиль «главным стратегическим партнером» США. Этот закон должен закрепить сотрудничество между США и Израилем в различных областях, включая выделение ежегодной военной помощи, сотрудничество в разработке систем ПРО, энергетические исследования и кибербезопасность.