Жители архипелага намерены сохранить статус заморской территории Британии. Фото Reuters
В ближайшие выходные на Фолклендских (Мальвинских) островах пройдет референдум, на котором их жителей спросят, согласны ли они «сохранить нынешний политический статус заморской территории Соединенного Королевства». Скорее всего большинство выскажется за сохранение статус-кво. Не дожидаясь результатов плебисцита, Аргентина заявила, что их не признает.
Посол Аргентины в Великобритании Алисия Кастро предупредила, что референдум, который пройдет на Фолклендских (Мальвинских) островах 10 марта, никак не повлияет на разногласия между Буэнос-Айресом и Лондоном о том, кому принадлежит архипелаг. Ожидается, что островитяне, как это уже неоднократно случалось, подтвердят свое желание остаться гражданами заморской территории Британии. И это при том, что архипелаг находится всего в 343 км к востоку от южной части Аргентины.
Госпожа Кастро аргументировала позицию Буэнос-Айреса тем, что референдум не был одобрен ООН. «У референдума нет юридической основы. Его не одобрят и не признают ни ООН, ни международное сообщество», – сказала она, отметив, что «этот референдум не более чем упражнение в пиаре».
В Буэнос-Айресе считают, что вопрос об островах может обсуждаться только между Аргентиной и Великобританией, но не самими их жителями. Однако британская сторона садиться за стол переговоров всячески отказывается.
По мнению ряда экспертов, одной из причин отказа является тот факт, что в 1994 году в Конституцию Аргентины был внесен специальный пункт. В соответствии с ним «аргентинская нация утверждает свой легитимный и давний суверенитет на Мальвинские, Южные Георгиевы и Сандвичевы острова и морские пространства, им соответствующие, как являющиеся интегральной частью национальной территории».
В начале января 2013 года британский премьер Дэвид Кэмерон вновь отклонил предложение президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер начать переговоры по поводу суверенитета островов. Он подтвердил позицию своего правительства относительно невозможности диалога и заявил о необходимости держать под контролем ситуацию в Южной Атлантике. Тем более что, по его словам, сами жители Фолклендов хотят, чтобы архипелаг оставался в составе Британии, и Буэнос-Айресу следует считаться с их правом на самоопределение.
На днях Буэнос-Айрес обвинил Лондон в нарушении Договора о запрете атомного оружия в Латинской Америке (Договора Тлателолко), уличив британцев в перемещении в район спорных островов подводных лодок, способных нести ядерные заряды. Замглавы МИД Аргентины Эдуардо Суайн напомнил, что во время войны 1982 года британцы уже отправляли в район Фолклендов корабли с ядерным оружием. Беспокоит Аргентину и то, что сегодня на 3 тыс. гражданских жителей островов приходится 1,5 тыс. британских военных.
Давний конфликт вокруг островов резко обострился во время президентства Кристины Фернандес де Киршнер, которая нередко прибегает к националистической риторике. С ее подачи министр иностранных дел Аргентины Эктор Тимерман заявил месяц назад в Лондоне, что не позднее чем через 20 лет острова вернутся под контроль Буэнос-Айреса.
После долгого молчания высказал свою позицию Вашингтон. Тема Фолклендов обсуждалась на минувшей неделе на встрече Кэмерона с госсекретарем США Джоном Керри. «США признают, что де-факто островами управляет Британия, однако не занимают никакую позицию в конфликте», – пояснил Керри, призвав Лондон и Буэнос-Айрес к «диалогу по практическим вопросам».
В беседе с «НГ» заместитель директора Института Латинской Америки РАН, доктор политических наук Борис Мартынов назвал предстоящий референдум последним главным оружием в руках Лондона. «Международное право упирается в тупик: Аргентина отстаивает принцип деколонизации и территориальной целостности, а Британия не отрицает эти претензии, но говорит, что все должно определяться волеизъявлением жителей островов. А они традиционно голосуют за то, чтобы оставаться заморской территорией Великобритании. Так что референдум служит для подтверждения прав Лондона», – сказал эксперт.
Во многом виток напряженности вокруг архипелага связан с заманчивыми нефтяными перспективами, в том числе с разработкой британскими компаниями залежей, обнаруженных в 2010 году в 100 км от островов. Объем запасов, по оценкам британских экспертов, может составить около 60 млн. баррелей нефти. В случае успеха Фолклендские (Мальвинские) острова могут превратиться в пятый по значению в Америке источник нефти (после Венесуэлы, США, Бразилии и Мексики) и даже стать южноатлантическим «Персидским заливом». Кроме того, открывается доступ к Южной Атлантике, примыкающей к Антарктиде и тоже богатой природными ресурсами.
«На кону – большие интересы и огромные деньги, – считает Мартынов. – А сомневаться в том, что жители островов, на которых расквартировано 1,5 тысячи британских военных, проголосуют в пользу Лондона, не приходится. В этих условиях Аргентине остается отрицать легитимность референдума. Но это свидетельствует о том, что конфликт еще глубже загоняется в тупик, и выход из него пока не просматривается».