Глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон и Саид Джалили встретились лицом к лицу в Алма-Ате.
Фото Reuters
Вчера в Алма-Ате стартовал очередной раунд переговоров между представителями Исламской Республики Иран (ИРИ) и «шестерки» международных посредников (постоянные члены СБ ООН плюс Германия). По предварительным данным, державы предложили Тегерану смягчение экономических санкций в обмен на уступки по ядерной программе. В свою очередь, иранцы дали понять, что готовы рассмотреть возможность прекращения обогащения урана при условии полного снятия санкций.
Накануне переговоров представители США сообщили, что в Алма-Ате «шестерка» намерена предложить Тегерану смягчение санкций в обмен на уступки по ядерной программе. В Иране же заявили, что готовы будут принять лишь те предложения, которые не выходят за рамки обязательств ИРИ по Договору о нераспространении ядерного оружия, согласно которому страны имеют право обогащать уран.
Однако вчера источник в иранской делегации сообщил AFP, что Тегеран мог бы «рассмотреть возможность прекращения обогащения (урана) до 20% в обмен на снятие всех международных санкций, в том числе наложенных Совбезом ООН». Судя по всему, предлагавшаяся ранее схема с поставками Ирану обогащенного до 20% урана в обмен на свертывание программы по обогащению была отвергнута.
Как передал Интерфакс, получив официальное предложение «шестерки», иранская делегация приступила к его изучению. Ожидается, что переговоры продолжатся сегодня.
Напомним, главный повод для беспокойства мирового сообщества – планы Ирана увеличить производство урана, обогащенного до 20%. Такой уран можно дообогатить до оружейной концентрации всего за несколько месяцев. По данным МАГАТЭ, иранские запасы 20-процентного урана за последнее время увеличились со 135 до 167 кг, а для изготовления атомной бомбы необходимо 240–250 кг.
Наибольшую тревогу нынешняя ситуация вызывает в Израиле, руководители которого дали понять, что не остановятся ни перед чем, чтобы помешать Ирану создать атомную бомбу. Причем военная операция может быть предпринята уже этим летом. США и их европейские союзники отдают предпочтение политико-дипломатическим методам и возлагают основные надежды на санкции. Их следствием стало резкое снижение объема экспорта иранской нефти, а также обесценение национальной валюты – риала, который упал почти вдвое по отношению к доллару.
Впрочем, официальные лица в Тегеране уверены, что смогут справиться с последствиями санкций. ИРИ настаивает, что мировые державы должны сначала признать ее право на обогащение урана. «Мы предложим способы устранения возможных озабоченностей и недопониманий, чтобы продемонстрировать нашу добрую волю, если западные страны, особенно США, полностью признают ядерные права других стран», – заявил официальный представитель МИД ИРИ Рамин Мехманпараст.
Тегеран отказался закрыть подземный обогатительный завод в Фордо в обмен на ослабление санкций. «Если они хотят конструктивных переговоров, то на этот раз им лучше выступить с новой стратегией и заслуживающими доверия предложениями», – сказал глава иранской делегации Саид Джалили.
Наблюдатели полагают, что недавние успешные испытания атомной бомбы в КНДР, за которыми не последовало новых санкций, убедили Иран в неготовности Запада к решительным действиям. Другой фактор, который ставит под вопрос возможность скорого прорыва, – предстоящие президентские выборы в Иране, которые должны состояться в июне.
Газета Los Angeles Times приводит мнение американского политолога иранского происхождения Хусейна Банаи, по оценке которого нынешние переговоры обречены на провал, поскольку высшее руководство ИРИ в принципе не заинтересовано в ослаблении напряженности в отношениях с Западом. Конфронтация служит хорошим предлогом для подавления реформистской оппозиции и одновременно позволяет держать в узде консерваторов. Кроме того, наличие внешней угрозы сплачивает общество вокруг правящей религиозной элиты и дает возможность списать часть экономических трудностей на внешние силы.
Эксперты Международной кризисной группы настроены более оптимистично. Они полагают, что стороны могут договориться о приостановке действия части санкций в обмен на обратимые шаги со стороны Ирана, которые подтвердят мирный характер его ядерной программы. В этой связи встреча в Алма-Ате дает возможность обсудить наиболее острый вопрос – обогащения урана до 20%.