Фото Reuters
Ситуация в Египте после двух лет революции остается сложной и напряженной. Массовых столкновений не наблюдается, но волнения в городах зоны Суэцкого канала продолжаются, как и отдельные стычки у президентских дворцов.
Пирамиды реальных повседневных проблем в Египте продолжают расти. Это углубляющаяся поляризация внутри египетского общества, в частности, между либерально-светскими силами и исламистами разных направлений. И самая основная – экономика. Доходы от туризма сокращаются, растет безработица, золотовалютный запас тает на глазах, и государство должно думать о том, как обеспечить жизнь 84 млн. египтян.
Реальным завоеванием революции стала действительная свобода средств массовой информации; выросло число телевизионных каналов, принадлежащих различным политическим группировкам, и это не говоря о различных сайтах и газетах, численность которых не уменьшается. Свобода прессы при всем ее позитивном характере имеет и другую сторону: циркулирует огромное количество самых невероятных слухов, а любые проявления разногласий выплескиваются на широкую аудиторию и зачастую превращаются в скандалы.
Во время моего недавнего пребывания в Каире по городу поползли слухи, что президент Мухаммед Мурси собирается отправить в отставку министра обороны. Реакция последовала быстро, с обеих сторон были даны опровержения этого «сообщения». Однако этот факт – подтверждение, что попытки определенных сил вбить клин между армией и избранным президентом, а в более широком смысле всем движением «Братьев-мусульман», продолжаются.
Вместе с тем растет понимание того, что Египет переживает очень тяжелый этап в своем развитии, и поэтому заботой всех без исключения политических сил должны быть стабильность и развитие на благо египетского народа, а не укрепление личного авторитета и влияния. Начались долгожданные контакты между Партией свободы и справедливости (политическое крыло «Братьев-мусульман») и Фронтом национального спасения, пока они носят предварительный характер, однако серьезность положения заставляет стороны искать точки соприкосновения. Широко обсуждается возможность создания правительства национального единства.
На следующий день после вступления в силу в декабре 2012 года новой конституции, одобренной 63% голосов на референдуме, Мурси заявил: «У нас только один путь – диалог, и это настоятельная необходимость. Мы должны отодвинуть в сторону разногласия и приступить совместно к созиданию и строительству».
В Каире должны скоро возобновиться переговоры с Международным валютным фондом, который давно уже обещает предоставить Египту заем в размере 4,8 млрд. долл. С заявлениями о готовности оказать финансовую помощь выступают и некоторые арабские страны. Но это скорее для решения сиюминутных проблем, между тем как перед страной стоят острейшие задачи долгосрочного развития.
Мне удалось встретиться с представителями различных политических партий. Практически все они ожидают в скором времени – в конце апреля или начале мая – проведения парламентских выборов, которые, видимо, поставят точки над i в том, что касается реального соотношения сил в стране.
Как известно, на предыдущих выборах в 2012 году «Братья-мусульмане» получили около 45% голосов, салафитские партии – около 25%. То есть в целом исламисты набрали 70% голосов. И либеральные круги, и их оппоненты в религиозной среде сходятся в том, что баланс сил сохранится примерно в том же виде, что и в прошлом году. Некоторые говорят о том, что «Братья» могут потерять несколько мандатов, а салафиты их получить и что на третье место может выйти умеренно-центристская исламистская партия «Васат». При любом раскладе скорее всего и в новом парламенте исламисты будут иметь солидное большинство.
На сегодняшний момент можно говорить, что основная тенденция развития египетского общества, которая стала проявляться после 1967 года, сохраняется и набирает силу: когда Израиль в ходе шестидневной войны разгромил армии сразу трех арабских государств – Египта, Сирии и Иордании, – многие стали объяснять эту неудачу тем, что Аллах от них отвернулся и только отказ от любых импортированных доктрин (будь то социализм, национализм и т.п.) и возвращение на путь «истинной веры» может помочь арабам решить существующие проблемы и вернуть былое величие.
Ныне такого рода настроения укоренились во многих арабских обществах, и, как следствие, тенденция укрепления влияния исламистов разных течений будет нарастать. «Братья-мусульмане» исходят из того, что они пришли к власти всерьез и надолго.