Проверки на дорогах на севере Мали все еще ведут французские солдаты.
Фото Reuters
Германский Бундестаг обсудил вчера в первом чтении вопрос о расширении миссии бундесвера в Мали. Это сделано на следующий день после решения федерального кабинета об увеличении немецкого «африканского контингента» до 330 военнослужащих. Большая часть его будет задействована в рамках коллективной акции ЕС в Мали. Официальный старт ей дан в понедельник в Брюсселе главами дипведомств стран сообщества. А цель – обучение армии западноафриканской республики для борьбы с исламистскими мятежниками. Получается, что после Ливии НАТО передоверило ЕС военную ответственность в Африке.
Тем временем, несмотря на освобождение городов на севере Мали, ситуация в стране остается напряженной и неустойчивой. В рамках операции «Серваль» французские и малийские войска вели разведку в северном горном районе страны и подверглись во вторник атаке группы террористов. На подмогу были вызваны два французских боевых самолета. По данным генштаба в Париже, в результате боя уничтожено более 20 исламистов. Но убит и один солдат Иностранного легиона. Он стал второй жертвой в контингенте Франции за время их непосредственного вооруженного участия в малийском кризисе.
Серьезной угрозой становятся мстительные повадки террористов. На днях в Камеруне захвачены трое взрослых французов и четверо их детей. Еще семеро заложников находятся в руках «Аль-Каиды» в Магрибе». Телеканал ARD считает «более чем вероятным, что террористические группы в Сахеле увеличивают упор на такие методы войны в качестве реакции на интервенцию Франции в Мали».
Как заверил во вторник президент Франции Франсуа Олланд, находившийся с визитом в Афинах, Франция продолжит свою миссию в Мали. При этом в Париже понимают всю сложность задачи. В частности, министр иностранных дел Лоран Фабиус не согласился с премьер-министром Мали Дианго Сиссоко. Последний, будучи во вторник во французской столице, выразил мнение, что «крупные военные операции» в его стране близятся к завершению и остается лишь обеспечение безопасности освобожденных зон. Но как сказал Фабиус после встречи с Сиссоко, устранены далеко не все экстремисты и в Мали еще предстоят «жесткие операции».
Насколько в этих условиях ЕС сможет ограничиться «тренировочной миссией», сказать трудно. К участию в ней готовы около 20 стран. Пока планируется, что ее численность не превысит 500 человек, из которых около 200 будут инструкторами, обучающими малийских солдат, а остальные – санитары и охрана. Часть миссии уже прибыла в Бамако для подготовки лагерей обучения, которое практически развернется в апреле.
«Мы хотим, – заявил в Брюсселе министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле, – чтобы африканские силы были в состоянии выполнить свою задачу по стабилизации на севере Мали». Однако председатель военного комитета ЕС французский генерал Патрик де Русье предупреждает, что миссия эта будет трудной и полной риска. Есть опасность, что солдаты ЕС станут мишенью нападений террористов. И вообще, охладил ожидания генерал, быстрых успехов не будет.
Что касается бундесвера, то его первоначальный «вклад» в мероприятие ЕС выглядит так: 40 инструкторов по обучению малийских саперов и 40 военных врачей и санитаров, которые развернут полевой госпиталь. В целом правительство запрашивает у Бундестага мандат по миссии ЕС на 180 военнослужащих.
Но уже с середины января немцы участвуют в Мали в доставке войск. Три немецкие машины «Трансал» перевозят туда африканские и французские части. Совершено 78 полетов, доставлено почти 500 солдат. Теперь планируется и помощь в воздушной заправке французских боевых самолетов. Для этого бундесвер имеет четыре заправщика А 310. Поэтому Бундестаг должен разрешить африканскую командировку еще 150 военнослужащим для обслуживания этого авиапарка.
Наблюдатели в Берлине полагают, что особых проблем с одобрением запрашиваемых правительством мандатов, планируемым в конце предстоящей недели, не возникнет. Все-таки речь идет в первую очередь о поддержке Франции. Одновременно немцев заверяют, что будь то в рамках или вне рамок миссии ЕС, участие их солдат в военных действиях исключено. Мандаты выделяются на год. Но гарантий, что не потребуется их продление, не существует.
Как стало известно вчера, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на министерской встрече в Брюсселе 18 февраля предложила министру иностранных дел России Сергею Лаврову, чтобы Россия приняла участие в тренировочной миссии Евросоюза в Мали. Предполагалось, что Россия может помочь в подготовке правоохранительных органов и реорганизации местной армии. Однако Лавров отказался от предложения Эштон, так как между Россией и Мали нет необходимого соглашения.