Барак Обама завершает афганскую кампанию, награждая ее ветеранов.
Фото Reuters
В попытке достичь компромисса с Белым домом Пентагон предложил новый план поэтапного сокращения американского контингента в Афганистане после 2014 года. Военные просят растянуть вывод войск, так как боятся, что афганская армия без помощи НАТО не справится с ситуацией. Однако администрация Обамы считает, что на затягивание войны в казне нет средств.
По данным Washington Post, Минобороны разработало компромиссный план вывода «остаточных» американских войск из Афганистана после 2014 года. По предложению Пентагона, к январю 2015 года в стране должно оставаться около 8 тыс. солдат. Это меньше, чем ранее предлагало высшее военное командование (около 10 тыс. человек), но гораздо больше, чем хочет Белый дом (2,5 тыс. человек).
Компромисс заключается в том, что в течение двух последующих лет (до января 2017 года) сокращение будет весьма стремительным. Так, план предусматривает, что к началу 2016 года в Афганистане останется от 3,5 до 6 тыс. солдат, а к началу 2017 года – менее тысячи американцев.
До этого Минобороны хотело оставить 3 тыс. солдат после 2017 года, но в итоге сочло разумным пойти на уступки. «С этим еще можно жить. Меньшее присутствие в 2017 году не имеет большого значения, если будут солдаты на первый год», – пояснил высокопоставленный военный. Сейчас в Афганистане 66 тыс. американских солдат, и от Барака Обамы в ближайшее время ждут решения по сокращению контингента в текущем году.
В Пентагоне опасаются, что быстрый вывод войск сведет на нет с таким трудом давшиеся военные успехи, ведь у афганской армии нет ни боевых самолетов, ни вертолетов медицинской эвакуации. Администрация же боится, что затяжное присутствие обойдется дорого, но не решит существующих проблем.
По мнению заведующего отделом Афганистана Института востоковедения РАН Виктора Коргуна, новый план Пентагона свидетельствует о том, что американцы пока не выработали долгосрочную стратегию вывода войск и продолжают дебаты по вопросу, решение которого будет во многом зависеть от ситуации в стране. Основной задачей частей, которые останутся в Афганистане после 2014 года, станет подготовка афганской армии и обеспечение ее обороноспособности. Боевые части американского контингента будут свернуты. Однако США не уверены, что афганцы справятся своими силами. Вашингтон боится, что в стране возникнет очаг терроризма и туда вернется «Аль-Каида».
Эксперт рассказал и об изменении стратегических и геополитических планов США в регионе. «Расходы на содержание американского контингента в Афганистане растут, и в условиях нынешнего кризиса и огромного госдолга, а также морально-политического давления, которое оказывает население, требующее немедленного вывода войск, администрация хочет ускорить решение этой проблемы. Если ранее считалось, что США хотят закрепиться в Центральной Азии и оказывать влияние на такие страны, как Иран, Китай, Россия, Пакистан, то сейчас, вероятно, у них уже нет на это сил и возможностей и они будут постепенно уходить из региона», – предположил Коргун в интервью «НГ».
Хамид Карзай выступает за американское присутствие после 2014 года. Вместе с тем некоторые его инициативы шокируют Вашингтон. Так, Карзай настаивает на освобождении талибов, содержащихся в пакистанских тюрьмах, чтобы оживить мирные переговоры. В первую очередь речь идет о мулле Абдул Гани Барадаре – правой руке муллы Мухаммеда Омара. С ноября было освобождено 26 талибов.
По мнению Коргуна, это тактический ход Кабула, который ради укрепления престижа требует от Пакистана освободить пленных талибов, предоставить им амнистию на том основании, что они – часть афганского народа и находятся под юрисдикцией афганского правительства. «Освобождение нескольких десятков талибов не повлияет на стратегические планы руководства движения продолжать вооруженную борьбу, пока не уйдут американцы. С другой стороны, перемены в позициях талибов есть, и рано или поздно они будут вынуждены пойти на мирные переговоры, но, вероятно, уже не с Карзаем, а с его преемником. В 2014 году в Афганистане будет избран новый президент, и, может быть, тогда изменится отношение талибов к центральной власти в Кабуле», – заключил эксперт.