В баварской столице с 1 по 3 февраля пройдет 49-я Международная конференция по безопасности. Традиционное мероприятие соберет около 400 участников. В том числе ряд глав государств и правительств, руководителей дипломатических и оборонных ведомств, крупных фигур экономики, а вокруг – почти 700 представителей СМИ. Все это подтверждает политический вес и значение дискуссионного форума.
На сей раз центральными темами в гостинице «Баварский двор», где по той же традиции идут заседания конференции, а в кулуарах порой весьма важные контакты политиков, будут кризисные очаги в Мали и Сирии. Об этом заявил ее организатор Вольфганг Ишингер, упомянув также Ближний Восток и иранскую ядерную программу. Но понятно, что в выступлениях и дискуссиях могут быть подняты и другие узловые проблемы международной безопасности и отношений в глобальном мире, а в рамках двусторонних встреч предварительно и неофициально намечаться какие-то развязки.
Вашингтон «командирует» на конференцию вице-президента Джозефа Байдена. Россию будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров. Мюнхенская трибуна и площадка обоим хорошо знакомы. В 2009 году Байден изложил в «Баварском дворе» политику США под знаком сенсационной «перезагрузки» отношений с Россией. Сейчас их состояние в силу известных причин и событий выглядит далеко не лучшим образом. То одна, то другая сторона закрывает пусть не главные, но достаточно важные каналы сотрудничества. Это тревожит многих в Европе и за ее пределами. В этой связи Мюнхен уже интересен тем, состоится ли встреча Байден–Лавров. Она может стать обнадеживающим свидетельством, что о новой холодной или полухолодной войне между Вашингтоном и Москвой речи нет и диалог между ними найдет продолжение.
Особое значение поездке Байдена придает немецкая сторона. Вице-президент США посетит также Берлин и встретится с Ангелой Меркель. Первоначально их свидание предполагалось в Мюнхене, однако в этом году канцлерин там не будет. Не исключено, что в Берлине она остается специально: в отличие от визита вице-президента США в столицу Германии встреча на конференции не вписывалась бы напрямую в двусторонние межгосударственные и межсоюзнические отношения.
Между тем в год выборов в Бундестаг Ангеле Меркель, сталкивающейся с неустойчивой внутриполитической ситуацией, чрезвычайно важна демонстративная поддержка Вашингтоном. При всем регистрируемом неприятии американского «образа жизни» («примером» для себя его готовы считать лишь 11% бундесбюргеров) подавляющее большинство немцев неизменно видит в союзничестве с США и НАТО главную гарантию безопасности. А в Берлине в появлении вице-президента США усматривают высокое место, отводимое Германии в американской внешнеполитической табели рангах. Однако еще более убедительно это должен был бы продемонстрировать официальный визит президента Барака Обамы. Канцлерин Меркель добивается его уже длительное время, но вопрос не терял щепетильности.
В 2008 году Обаму, тогда еще только кандидата на президентский пост, восторженно приветствовали в Берлине 200 тыс. человек. Но затем, став хозяином Белого дома, не раз встречаясь с Меркель, принимая ее в Вашингтоне, награждая орденом, да и бывая в Германии, он словно специально обходил дорогой ее столицу. В итоге в его первое президентство так и не было найдено время для желаемого немцами государственного визита Обамы в ФРГ. Для федерального правительства это оставалось загадкой.
При повторном избрании Барака Обамы главой государства Ангела Меркель сопроводила поздравление новым письменным приглашением: «Мне доставило бы радость приветствовать вас вскоре моим гостем в Германии».