0
8906
Газета В мире Интернет-версия

21.01.2013 00:00:00

Африканские урановые войны

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров - ответственный редактор "НГ-энергии".

Тэги: африка, алькаида, терроризм, газ


Развернувшаяся во всем мире борьба с исламским экстремизмом не должна затушевывать того факта, что во многих случаях речь идет не об идеологическом противостоянии, а о борьбе за ресурсы. Скорее всего не является исключением в этом плане и вступление французских вооруженных сил в борьбу с исламистами в Мали. Немецкий еженедельник Spiegel в своем недавнем выпуске задается вопросом: чьи интересы преследует французский президент Франсуа Олланд, посылая все новых и новых солдат в кризисный Западно-Африканский регион?

Как известно, долгое время Мали служила для Запада парадным примером африканской демократии, пока дело не дошло до военного путча в марте прошлого года. Официальной причиной путча было якобы бездействие свергнутого президента страны для предотвращения активизации туарегских сепаратистов на севере страны. Уже в начале апреля 2012 года туареги провозгласили захваченную ими территорию независимой от Мали. Но долго удержать власть в своих руках им не удалось, и сейчас на севере Мали правят исламисты.

Надо сказать, что Франция уже давно пыталась привлечь для разрешения этого конфликта другие государства и международные организации. Несмотря на позитивную для Франции риторику со стороны ЕС и США, до конкретных действий дело не доходило. Анализируя причины, побудившие французского президента в одиночку начать боевые действия против сепаратистов в Мали, немецкий журнал отмечает, что дело не только во французских гражданах в этой африканской стране и наличии крупной малийской общины в самой Франции. Не только в возможности превращения севера Мали в плацдарм для экспансии исламистов из «Аль-Каиды», объединенных со сторонниками общества «Защитников веры» и движения «За единство и джихад в Западной Африке», в том числе и за пределами Африки. Все дело – в природных ресурсах.

Spigel прямо указывает, что «Париж преследует и экономические интересы». Дело в том, что на севере Мали находятся урановые шахты, которые эксплуатируются французской атомной госкорпорацией Areva. Кроме того, эта западноафриканская страна располагает урановым сырьем, запасы которого в мире, по имеющимся оценкам МАГАТЭ (при условии, что расходы на его добычу не превышают 130 долл. за 1 кг), составляют примерно 4,7 млн. тонн. Этого урана хватит на 85 лет работы всех атомных электростанций мира. Предположительно, общий объем запасов урана в мире значительно больше и составляет примерно 35 млн. тонн.

В соседнем с Мали Нигере, являющемся одним из ведущих производителей урана в мире и крупнейшим в Африке, французы в основном и добывают уран для своих АЭС, на которые приходится львиная доля производства электроэнергии в стране. Французы, судя по всему, опасаются, что исламистский пожар может перекинуться и на Нигер. А ведь атомная независимость является приоритетом для всех французских глав государства независимо от их партийной ориентации.

Не надо забывать и о том, что в Мали имеются, кроме того, запасы нефти, газа, золота, меди, алмазов, а в стране работают и другие международные корпорации, в том числе и французские. В этой связи немецкая правозащитная организация «Общество защиты угрожаемых народов» даже опубликовала заявление, цитируемое журналом, что военная акция Франции также служит цели обеспечения собственных французских энергетических интересов, связанных с гарантированным снабжением дешевым ураном.

Не секрет, что крупнейшее нигерское урановое месторождение «Имурарен» принадлежит Areva. А по данным World Nuclear Association, именно на эту французскую госкорпорацию приходится 17% мирового производства урана (это крупнейший показатель). Сам Нигер находится на шестом месте по запасам урановой руды и на четвертом – по производству урана. Ясно, что для Франсуа Олланда и Areva в данном случае речь идет, кроме всего прочего, и о защите французских интересов в Западной Африке.

Здесь нелишне напомнить, что у российской госкорпорации «Росатом» (в лице ее «дочки» ОАО «Атомредметзолото») тоже имеются интересы относительно урановых рудников в Африке, правда, пока в Танзании и в Намибии и на паях с другими иностранными фирмами. Дело в том, что после распада СССР крупнейшие месторождения урана остались в Казахстане и Украине. А Росатом сейчас предлагает своим клиентам по всему миру полный цикл сооружения АЭС с последующим его снабжением ядерным горючим и его финальной утилизацией. Так что уранового сырья российским атомщикам может понадобиться много.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1269
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
803
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1538
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1485

Другие новости