Радикальное движение «Талибан» не будет принимать участие в назначенных на весну будущего года выборах в Афганистане, если там еще будут оставаться войска США и их союзников. Об этом заявил в интервью корреспонденту «НГ» Андрею СЕРЕНКО и сотруднику кабульской телекомпании Saba TV Абдул Мокиму АБДУЛРАХИМЗАЮ связанный с талибами афганский политик Саид МОХАММАД АКБАР АГА. В прошлом глава вооруженной группировки «Джаиш аль-Муслимин» («Мусульманская армия»), он провел пять лет в пакистанской тюрьме, а ныне проживает в Кабуле, где рассматривается в качестве политдеятеля, близкого к руководству «Талибана». Его высказывания по поводу позиции этого движения часто цитируют иностранные СМИ.
– Скажите, пожалуйста, каковы политические цели движения талибов?
– «Талибан» борется за Афганистан, его народ. Талибы желают жить как простые граждане и не собираются входить в правительство Хамида Карзая. «Талибан» хочет видеть Афганистан свободным, и иностранцы должны покинуть его территорию и дать афганцам вернуться к обычной жизни.
– Но ведь трудно считать частью политики возвращения афганцев к нормальной жизни уничтожение школ в Афганистане и преследование девочек, стремящихся учиться?
– Те, кто разрушает школы и университеты, не талибы. Они лишь прикрываются названием «Талибан», а сами являются врагами Афганистана и афганцев. Мы не против обучения девочек в школах, не против образования. Мы за то, чтобы условия обучения девочек были изменены. В частности, выступаем за раздельное образование. Женщины не должны учиться и работать вместе с мужчинами, необходимо соблюдать правила ислама.
– Пустили бы вы дочь в современную афганскую школу?
– Нет, поскольку условия обучения в них не соответствуют требованиям ислама.
– Как вы объясните практикуемую «Талибаном» организацию нападений боевиков-смертников на людей и военные объекты?
– Атаки смертников направлены против объектов сил НАТО и иностранцев. Это делается в интересах свободы и независимости страны и народа. Но талибы никогда не проводят самоподрывов в публичных местах.
– Что вы скажете о Хамиде Карзае и возглавляемом им правительстве?
– Я не считаю нынешнее правительство Афганистана исламским. Впрочем, это не является единственным недостатком. Правительству присущи и такие проблемы, как несправедливость, присутствие в кабинете ярых милитаристов, препятствующих реализации гражданских прав.
– Позволит ли проведение новых общенациональных выборов интегрировать движение «Талибан» в актуальную государственно-политическую систему Афганистана, как считают многие эксперты?
– «Талибан» не будет участвовать в предстоящих (в 2014 году) выборах, потому что мы видим присутствие здесь оккупантов альянса, и пока афганское правительство будет связано с США, мы не примем участия в выборах.
– Тогда как вы вообще относитесь к процессу национального примирения?
– Я поддерживаю поиск мира. Ислам – мирная религия, и, учитывая сложившуюся ситуацию, я не думаю, что мы не сможем принести мир лишь потому, что множество людей в Афганистане не приемлемы для «Талибана».