Фото Reuters
Шествия во славу латышского легиона Ваффен СС в Латвии стали приобретать более или менее регулярный характер с 1998 года. Конечно, большинству населения Латвии эти шествия были не по душе. Все прекрасно понимали сущность идеологии СС, и даже те, кто в глубине души, может быть, по своей антисоветской или русофобской убежденности сочувствовал эсэсовским воякам, относились к ним далеко не одобрительно. Все прекрасно понимали, что имидж Латвии такие «праздники» не улучшат.
В 2005 году мы, тогда еще просто группа единомышленников, возмущенные чествованием эсэсовцев в нашем городе, надев полосатые лагерные робы, встали на пути эсэсовской колонны. Этот сюжет прошел по всем мировым телеканалам, и везде наш протест был воспринят с одобрением. Кроме Латвии.
Естественно, в первую очередь нас обвинили в нарушении общественного порядка – препятствовали официально согласованному шествию, а дальше включились все латышскоязычные СМИ. Была развернута громадная пропагандистская кампания для очернения нашей группы. Стало понятно, что шествия – вовсе не случайная попытка реабилитации легионеров, воевавших на стороне Гитлера, а спланированная система, нацеленная на пересмотр итогов Второй мировой войны и ревизии решений Международного Нюрнбергского трибунала. Согласиться с этим мы не могли, так был основан Латвийский антифашистский комитет (ЛАК).
Наши противники отреагировали достаточно бурно. Латышская пресса Латвии активно включилась в процесс. Иначе как «так называемые антифашисты» о нас не писали. Делались титанические попытки люмпенизировать и маргинализировать наше движение, но команда у нас собралась прочная – педагоги, юристы, врачи, инженеры, были среди нас и депутаты рижской Думы и латвийского Сейма – сами мы оказались не по зубам нацистским прихвостням. Но изменить их идеологию нам одним оказалось не под силу.
Мы стали искать единомышленников за пределами Латвии. Первыми нашими союзниками стали эстонские антифашисты и эстонский «Ночной дозор». Ответ властей Эстонии тоже не заставил себя ждать: полным составом, списочно ЛАК был внесен в черные списки Эстонии как организация, угрожающая эстонскому государственному устройству.
Тем временем наши противники не прекращали и не снижали своей активности. Как в Латвии, так и в Эстонии были воздвигнуты мемориалы гитлеровским формированиям СС. «Подвиги» эсэсовских коллаборационистов стали преподаваться в школах на так называемых «уроках патриотизма». В открытой продаже в наших странах лежат календари, прославляющие эсэсовских легионеров. А в парламентах готовятся законы, признающие эсэсовских коллаборационистов ветеранами Второй мировой войны с присвоением им всех почестей и льгот от государства. Более того, инициаторы этих законов, опасаясь бурной реакции мирового сообщества, не осмелились замахнуться на ветеранов антигитлеровской коалиции, но участников партизанского движения объявили бандитами, уничтожавшими латвийский народ (!).
В 2009 году в Берлине, а затем в 2010 году в Киеве собрались лидеры антифашистских организаций многих стран Европы, Америки России и СНГ. На этих встречах было решено объединить силы и учредить всемирное антифашистское движение. Что и было сделано: в 2012 году в Страсбурге было учреждено международное правозащитное движение «Мир без нацизма» (МБН). Общим голосованием председателем движения был избран сенатор РФ Борис Шпигель.
Несмотря на то что окончательное формирование организации было завершено в 2012 году, она активно действует уже с 2009 года. На счету организации есть множество достижений и эффективных акций в борьбе с нацизмом. Мы резко снизили неонацистскую риторику и активность неонацистских организаций в Эстонии, Латвии, Молдове, Украине. В Латвии добились от властей закрытия организаций нацистского толка. Ведется активная пропагандистская антинацистская деятельность, которая разворачивается все шире. Мониторинг неонацистских проявлений, проводимый МБН, высвечивает развитие неонацистской угрозы, к сожалению, в том числе и в наиболее пострадавшей от нацизма России.
Естественно, реакции неонацистских организаций на нашу активность следовало ждать. А поскольку нацизм и неонацизм, как известно, есть зло абсолютное, то и ждать от них следовало гнуси.
Ожидания оправдались. По образу и подобию известной фальшивки «Протоколов сионских мудрецов» был грязно слеплен приговор суда о том, что сенатор Борис Шпигель якобы был судим по грязной уголовной статье и сейчас через нацистские и антисемитские сайты активно распространяется в Интернете. Степень доверия к этим сайтам – вопрос отдельный, но кто-то же их читает! Более того, читает и оставляет свои комментарии. Большая часть этих комментариев откровенно претендует на оценку по ст. 282 УК РФ, но правоохранители, вероятно, с Интернетом не очень дружат, и следует ожидать, что нацистские и антисемитские призывы в российском Интернете будут плодиться и множиться. Меня же интересует другой вопрос.
Четвертый год плотно сотрудничая не с сенатором, а с антифашистом Шпигелем, я точно знаю, что он вошел в это движение не по указке и не ради рекламы, а по своей серьезной и глубокой убежденности. Я знаю его убеждения и уверен, что остановить его в этой борьбе практически невозможно. Тем не менее разворачивается обширная кампания по его очернению, явно имеющая цель дискредитировать движение.
Я не случайно начал с того, как активно в Прибалтике старались дискредитировать антифашистские движения. Проецируя развитие событий в Прибалтике на Россию, хочу задать вопрос тем, кто хоть с малейшей долей одобрения читает всю ту грязь, которая сегодня выливается на голову Бориса Шпигеля: когда намереваетесь возводить в России мемориалы эсэсовцам и объявить антигитлеровских солдат бандитами?