В ближайший понедельник еврогруппа открывает «сезон 2013» заседанием министров финансов этих 17 стран в Брюсселе. В повестке дня непростой вопрос о ее новом (вместо люксембургского премьера Жана-Клода Юнкера) главе, по которому продолжается подковерная борьба между Парижем и Берлином. Но наиболее критической предстает проблема Кипра, запросившего срочную финансовую помощь ЕС еще в прошлогоднем июне. Речь идет о 17, 5 млрд. евро. Иначе островному государству уже где-то в марте грозит дефолт.
По сравнению с сотнями миллиардов, выделенных на спасение Греции, Ирландии, Португалии и Испании, а также резервами европейских стабфондов кипрский запрос – карманная мелочь. В том или ином виде его удовлетворение скорее всего неизбежно. Дело не только в том, что банкротство даже столь малого государства «весом» всего в 1% совокупного ВВП сообщества заведомо чревато неприемлемыми для всей структуры последствиями. Отказ в помощи противоречил бы всей логике антикризисной стратегии ЕС.
В связи с возвращением глав финансовых ведомств стран евро в Брюссель и к кипрской теме ее динамичное продвижение прогнозируется чрезвычайно сдержанно. Канцлерин Ангела Меркель выразила на днях мнение, что переговоры с Никозией далеко не закончены. Известно, что «тройка» ЕС, ЕЦБ и МВФ продолжает там инспекцию, добиваясь в обмен на кредиты, как ранее в Греции, обязательств по реформам, налогам, приватизации и т.д.
Однако складывается впечатление, что на данном этапе руководство ЕС и ряда стран еврозоны целенаправленно затягивают решение по кипрской заявке преимущественно по политическим соображениям. Непосредственно – в ожидании исхода президентских выборов в Республике Кипр, назначенных на 17 февраля. Нынешний глава государства Димиотрос Христофиас, а до этого лидер прокоммунистической АКЕЛ, больше не вправе баллотироваться. Брюссель надеется на смену власти в Никозии. ЕС хотел бы видеть новым кипрским лидером председателя консервативнойпартии «Демократический сбор» Никоса Анастасиадиса (с которым кстати знакомы и в Москве, где он имел политические встречи в октябре прошлого года).
С другой стороны, Кипр стал своего рода заложником года выборов в Германии. Такого еще не бывало: проблема помощи ему в отличие от всех других кризисных перипетий в еврозоне увязывается с громкими подозрениями относительно российского капитала и «80 российских олигархов» на Кипре, отмывания там криминальных средств, включая изрядную часть выявленных в свое время адвокатом Hermitage Магницким.
Эти темы поначалу были подняты еще в прошлом году cо ссылкой на секретный доклад германской разведки БНД в публикации журнала Spiegel, а сейчас переросли в предмет европейских дискуссий. Причем независимо от обоснованности приводимых сведений и обвинений-с явным антироссийским подтекстом. Например, причиной широкого кредитования кипрскими банками греческих, обернувшегося затем кризисом, называю приток на остров российских вкладов. Любые эти деньги считают сомнительными. А посему, как заявил представитель группы баварского ХСС в Европарламенте Маркус Фербер, «необходима гарантия, что мы помогаем киприотам, а не российским олигархам».
Как известно, любое выделение немецкой доли средств кредитования проблемных стран по линии европейских стабфондов должно быть санкционировано Бундестагом. В обстановке низких рейтингов своего кандидата на пост канцлера критичечскую кампанию в пику кабинету Ангелы Меркель подняли социал-демократы. Их поддержали зеленые. Перед канцлерин замаячила перспектива не набрать в бундестаге по вопросу помощи Кипру собственного большинства голосов: как минимум 20 депутатов коалиционных партий не разделяют ее европейскую политику. Провал в Бундестаге был бы опасен для правительства в год выборов, и Берлин пытается выиграть время.
Кипрские власти отвергают обвинения в том, что остров является «налоговым раем», «фабрикой отмывания денег». Они указывают на реализуемые реформы. «А что касается российских олигархов, как вы их называете, – сказал 15 января интервьюерам газеты Bildпрезидент Республики Кипр Димиотрос Христофиас, – то они живут не только на Кипре, а во многих европейских странах, включая Германию». По словам президента, «Кипр является жертвой решения ЕС о сокращении долга Греции. Кипрские банки сильно ангажированы в греческой экономике. Это привело к очень большим потерям. В результате такого развития Кипр и получил нынешние проблемы». Но перспектива их решения пока не ясна.