С помощью учений Иран регулярно демонстрирует военную мощь.
Фото Reuters
Арабские страны Персидского залива объединят командование вооруженными силами для укрепления коллективной безопасности и защиты от экспансии со стороны Ирана. Формальные поводы для этого шага – ситуация в Сирии, угроза рецидива арабской весны и ядерная программа Ирана. Иран отрицает все обвинения в свой адрес и в ответ непрерывно проводит масштабные военно-морские учения.
На двухдневном саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в столице Бахрейна Манаме шесть стран-участниц (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия) решили укрепить совместную систему обороны перед лицом региональных угроз. Как заявил генсек ССАГПЗ Абдель Латиф аз-Зияни, организация создаст единое военное командование для руководства морскими, воздушными и наземными силами. Ядром системы коллективной безопасности аравийской шестерки, как полагают, станет «Щит полуострова» – совместные силы быстрого реагирования, численность которых в этом году решено было увеличить до 30 тыс. солдат.
Участники саммита много говорили об угрозах, исходящих от Ирана. Они призвали Тегеран немедленно прекратить вмешательство в свои внутренние дела, имея в виду, в частности, прошлогодние волнения шиитов в Бахрейне. Как утверждали в Манаме, они подогревались Исламской Республикой. Тогда-то «Щит полуострова» и был задействован впервые: из Саудовской Аравии и ОАЭ для подавления мятежей в Бахрейн прибыли 1,5 тыс. солдат. Тегеран также призвали снять вопросы МАГАТЭ по его ядерной программе и обеспечить безопасность АЭС в Бушере. Кроме того, Иран осудили за продолжающуюся оккупацию трех островов ОАЭ.
Тегеран вчера полностью отверг обвинения ССАГПЗ. По словам представителя иранского МИДа Рамина Мехманпараста, «перекладывание ответственности за внутренние проблемы на страны региона – это способ уйти от реальности. Обвинять других или использовать методы подавления – неправильный ответ на гражданские запросы». Что касается спорных островов, то Мехманпараст назвал эти претензии безосновательными, так как данные территории являются «неотъемлемой частью Ирана». Говоря об АЭС в Бушере, он подчеркнул, что никакой угрозы она не представляет, ведь построена по «международным стандартам высокого уровня».
По словам старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН профессора Владимира Сажина, в последнее время отношения между шиитским Ираном и суннитскими монархиями Персидского залива сильно испортились, историческая неприязнь достигла предела. В чем причины? Прежде всего поводом для нового витка холодной войны явилась Сирия. Исламская Республика поддерживает президента Башара Асада: на стороне его режима действуют офицеры Корпуса стражей исламской революции и иранские советники, Дамаск получает от ИРИ деньги и вооружения. Страны же аравийской шестерки выступают на стороне вооруженной оппозиции, которая стремится свергнуть режим Асада.
«Вторая причина заключается в том, что в аравийских монархиях есть значительное число шиитов, – отметил востоковед в беседе с «НГ». – Недавние антиправительственные выступления, особенно в Бахрейне, где шииты составляют больше 70% населения, беспокоит эти страны. Иран может разрушить дамбу, сдерживающую распространение массовых волнений на арабские страны Персидского залива, так как имеет союзников именно среди проживающих там шиитов. Наконец, один из главных моментов – продолжение ядерной программы Ирана. В аравийских странах считают, что даже создание Ираном инфраструктуры для производства ядерного оружия изменит его политику в заливе».
Особое внимание Сажин обратил на военные учения, которые идут в Иране практически перманентно. Так, завтра начнутся шестидневные маневры «Велаят-91» вблизи Ормузского пролива. Как сообщил командующий ВМФ Ирана Хабиболла Сайяри, они пройдут на площади около 1 млн. кв. км. Будут задействованы ракетные комплексы, военные корабли и подводные лодки. Тегеран вновь готовится продемонстрировать свою силу. Эти маневры продолжат похожие четырехдневные учения «Фаджр-91», которые стартовали во вторник и дают возможность испытать новые виды вооружений.
«Маневры, которые Иран проводит не время от времени, а постоянно, неприязнь аравийских монархий к Ирану, расположение на их территории американских военных баз – все это создает большую напряженность в регионе. Хотя сейчас никто и не хочет войны в Персидском заливе – ни Израиль, ни США, ни арабские страны Персидского залива, при таком скоплении вооруженных сил на столь ограниченном пространстве для начала конфликта достаточно случайного выстрела. В этом – главная опасность», – считает иранист. Сильно ли поможет аравийским странам в таком конфликте их единое командование? «США поставляют арабским странам Персидского залива самые последние образцы боевой техники, но их военная мощь все равно несопоставима с иранской. Без помощи США вооруженные силы аравийских монархий, даже объединенные и оснащенные самым современным оружием, не смогут противостоять Ирану», – заключил Сажин.
Сложившаяся в Персидском заливе ситуация все больше напоминает холодную войну с гонкой вооружений и постоянной опасностью обострения конфронтации. Причем в случае ее перехода в горячую фазу последствия ощутит весь мир, для которого этот регион остается одним из основных источников энергоносителей.