Радикальное исламское движение «Талибан» изложило основные требования – создание переходного правительства, пересмотр Конституции и полный вывод войск НАТО. Кабул отверг их, однако отметил, что позиция талибов стала более гибкой. Таковы итоги неформальной двухдневной встречи делегатов муллы Омара и афганских властей (Высшего совета мира), которая на прошлой неделе прошла в замке Шантийи под Парижем. В консультациях также участвовали «Северный альянс» и Исламская партия Афганистана (афганский вариант «Братьев-мусульман»), а благословил диалог сам Хамид Карзай.
«Талибан» опубликовал декларацию, которую представили его делегаты, Шахабуддин Дилавар и Мухаммед Наим, в ходе секретных дискуссий с Кабулом, организованных французским Фондом стратегических исследований. Неожиданным стало заявление повстанцев о том, что они не собираются захватывать власть после вывода американских войск. Напротив, талибы хотели бы войти в состав правительства и выдвигают предложения о путях политического урегулирования конфликта. «Мулла Омар часто повторял, что мы не стремимся к монополии на политическую власть и желаем создания правительства всех афганцев в нашей любимой стране», – говорится в документе.
Главное требование талибов – новая Конституция, которая бы «подготовила почву для разделения властных полномочий в будущем правительстве». По словам делегатов, она должна гарантировать «гражданские, личные и политические права» и получить «поддержку народа» (вероятно, намек на референдум). Кроме того, из Конституции исключат «статьи, направленные против исламских ценностей, национальных интересов и афганской культуры». В целом содержание действующей Конституции отвечает указанным критериям, но талибы выступают против нее, так как она была составлена и принята после американского вторжения в 2001 году, положившего конец их правлению.
В ходе встречи талибы всячески старались педалировать свою способность наводить порядок и идти на компромиссы. С одной стороны, они подчеркнули свою готовность побороть наркобизнес, ведь их правительство в свое время практически полностью уничтожило все маковые плантации. С другой, обещали положить конец насилию над женщинами и защитить их права в рамках исламских ценностей. «Талибан» запрещал женщинам работать и закрыл для них доступ к образованию, теперь же он декларирует смягчение своей позиции по этому вопросу. Женщинам даже разрешат самостоятельно выбирать спутников жизни и владеть собственностью.
В воскресенье Министерство иностранных дел Афганистана отвергло предложения «Талибана». «Создание переходного правительства – это только мечта, которая никогда не сбудется, это невозможно и не в интересах афганского народа», – заявил представитель МИДа Джанан Мосазай. Он добавил, что только Лойя джирга (всеафганское совещание наиболее авторитетных деятелей) имеет право вносить изменения в Конституцию. Однако в целом в Кабуле «приятно удивлены» позицией талибов. «Сегодня был сделан маленький шаг в правильном направлении, – считает один из участников. – Преобладал дух примирения, без воинственных речей».
По мнению Жана д'Амекура, бывшего послом Франции в Афганистане в 2008–2011 годах, на конференцию по Афганистану в Бонне, в ходе которой решалась судьба страны, союзники талибов не позвали, за что и расплачиваются до сих пор. «Сегодня мы знаем, что военного решения афганского кризиса не существует, – подчеркнул д'Амекур. – Существует только политическое решение, переговоры с талибами». Это подтверждает и спешный вывод из Афганистана коалиционных войск. Франция уже завершила свое присутствие, в следующем году ожидается существенное сокращение американского контингента, но окончательные цифры появятся не раньше января.
В минувшую среду премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил о том, что в 2013 году национальное присутствие в Афганистане уменьшится в два раза, с 9 тыс. до 5,2 тыс. военных. При этом министр обороны Филип Хэммонд также высказался в пользу политического урегулирования и диалога между афганскими властями и талибами. «Мы хотим донести до «Талибана», что примирение не является капитуляцией», – заявил он. Поддержал переговоры и Пакистан. Как сообщила вчера местная газета Express Tribune, Исламабад разделяет цель афганского правительства по превращению «Талибана» в политическое движение.
Талибов уже давно пытаются интегрировать в политическую систему Афганистана, склоняют к созданию политической партии и выдвижению кандидата на президентских выборах 2014 года. На этом фоне наблюдатели проводят параллели с Египтом, где «Братья-мусульмане» создали собственную политическую партию (Партия свободы и справедливости) и победили на парламентских и президентских выборах, а затем провели референдум по новой Конституции. По словам зав. сектором Афганистана Института востоковедения РАН доктора исторических наук Виктора Коргуна, легализация талибов вполне возможна. Однако на выборах они не победят, ведь их поддерживает лишь 7–8% населения.
В целом Коргун в беседе с «НГ» дал переговорам положительную оценку. «Хотя основными участниками со стороны Кабула была лояльная, или либеральная, оппозиция, эти переговоры – очень важный и позитивный шаг вперед, в направлении поисков диалога и мирного решения проблемы, особенно в условиях вывода войск НАТО из Афганистана», – заключил эксперт.