В Брюсселе сегодня завершается последний саммит ЕС третьего года еврокризиса. Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей представил двухдневному саммиту переработанный план реформы сообщества. Необходимого на этот счет согласия всех 27 стран ЕС документ заведомо лишен. Но у съехавшихся в бельгийскую столицу глав государств и правительств все же есть предрождественский утешительный приз: накануне министры финансов достигли принципиальной договоренности о создании европейского банковского надзора при ЕЦБ.
Учреждения такого органа с нетерпением ждут прежде всего на южной периферии еврозоны, но не только. Его создание и планируемое с 2014 года задействование стало по решению июньского саммита предварительным условием для возможной рекапитализации заваливающихся финансовых институтов из средств Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ). Черпая из них пригоршней деньги для банков, а косвенно, вероятно, и в бюджетных интересах, перед нуждающимися странами открывается лазейка обойтись без унизительных обязательств экономии и внешнего контроля «по-гречески».
Явиться в Брюссель с пустыми руками в этом вопросе было невозможно. Договоренность по нему, как почти все в ЕС, – плод споров и компромиссов. И, как почти всегда, главным образом между Берлином и Парижем. Французской стороне – весьма вероятному и заинтересованному пользователю ЕСМ, а также выразителю антикризисной линии, разделяемой Италией и Испанией, – важно продвижение к цели. И оно вроде намечено. Но пришлось уступить: вместо 6200 банков еврозоны надзор ЕЦБ будет, как того хотел Берлин, ограничен примерно 150 наиболее крупными и системообразующими банками. С балансовой стоимостью не менее 30 млрд. евро.
Среди немецких это прежде всего Дойче банк, который ворочает огромными деньгами. Но когда еще будет европейский надзор, а пока, как раз в эти дни, вокруг этого финансового гиганта разгорается невероятный скандал. В среду в его центральный офис во Франкфурте-на-Майне, филиалы в Берлине и Дюссельдорфе, квартиры многих сотрудников нагрянули полицейские и следователи Генеральной прокуратуры. В облаве было задействовано около 500 работников правоохранительных органов.
Непосредственной проверке подвергнуты 25 представителей банка, пятеро из них арестованы. В скандале замешан и высший менеджмент. В частности, сопредседатель правления Дойче банка Юрген Фитшен и финансовый директор Штефан Краузе. Вместе с десятками подчиненных они подозреваются в уклонении от налогов, отмывании денег и других уголовно наказуемых действиях. Речь идет о мошеннических схемах торговли сертификатами на выброс в атмосферу углекислого газа, а также предоставлении заведомо неверных сведений о налоге с оборота. Нанесенный урон предположительно исчисляется сотнями миллионов евро.
В и без того перегруженную повестку дня в Бундестаге вчера этот скандал не вошел. С самого утра там углубились в проблемы саммита ЕС. Канцлерин Ангела Меркель уже по традиции выступила накануне отлета в Брюссель с правительственным заявлением. Не обращая внимания на критику со стороны оппозиции, она оптимистически отмечала появление, по ее словам, первых признаков преодоления еврокризиса. Меркель выдвигает во главу угла необходимость большей координации экономической политики в ЕС, ожидая от Брюсселя «расписания» конкретных шагов по укреплению конкурентоспособности европейских партнеров.
План реформ по Ромпею явно не вызвал немецких симпатий. Предлагаемые в нем шаги предусматривают выстраивание совместной гарантии банковских вкладов, частичную финансовую поддержку структурных реформ в рамках договоров между отдельными правительствами и Комиссией ЕС. Гвоздем программы предстает идея создания после 2014 года некой «фискальной мощности», или в расшифровке – бюджета еврозоны. Все это так или иначе связано с дополнительными тратами и ограничениями национальных функций, к чему не готовы многие страны еврозоны, а не входящие в нее тем паче.
Со ссылкой на правительственные круги берлинские СМИ сообщают, что канцлерин в Брюсселе «нажмет на тормоза». Welt приводит высказывание представителя правительства о том, что, с его точки зрения, речь должна идти только о плане работы ЕС, самое большее, на предстоящие шесть месяцев, «но никак не до 2020 года». Даже принципиальное решение о европейском надзоре за банками нуждается в ряде уточнений. В частности, судьбы аналогичного органа в Лондоне, прозванного «беззубым тигром». Или положения стран ЕС, которые не входят в еврозону, но захотят подвергнуться надзору ЕЦБ.
Однако предрождественского настроения в Брюсселе портить не станут. К первому заседанию саммита главы финансовых ведомств сняли блокаду с Греции. Афинам удался план выкупа части своих долгов на деньги из Европейского стабфонда. Частные инвесторы выразили готовность вернуть греческие обязательства почти на 32 млрд. евро за треть первоначальной стоимости. И «тройка» ЕС, ЕЦБ и МВФ решила вчера перевести наконец долгожданный транш в 34,5 млрд. евро. Это позволит правительству Антониса Самараса платить по текущим счетам. Правда, хватит только на несколько месяцев, но пока в центре Афин даже зажгли праздничную иллюминацию.