Барак Обама был возмущен попытками запятнать репутацию своей соратницы Сьюзан Райс.
Фото Reuters
Президент США Барак Обама в среду дал отпор республиканцам, обрушившим на администрацию волну критики в связи с трагедией в американском консульстве в Бенгази 11 сентября с.г. На первой после переизбрания пресс-конференции, прошедшей в Белом доме, Обама вступился за постпреда США в ООН Сьюзан Райс, проявил осторожность в сирийском вопросе и намекнул на возможный компромисс с политическими оппонентами перед лицом «фискального обрыва».
Республиканцы пытались потопить Обаму на «ливийском промахе» еще в разгар предвыборной кампании. Из этого ничего не вышло: как и ранее, американский избиратель едва ли принял в расчет внешнеполитические соображения. Однако оппоненты президента-демократа не сдаются. Сенаторы Джон Маккейн, Линдси Грэхем и Келли Айотт высказались за проведение слушаний «в стиле Уотергейта» по инциденту в Бенгази.
Сенаторы также пообещали воспрепятствовать назначению Сьюзан Райс на пост госсекретаря. Обама возмутился по поводу очернения репутации Райс и предупредил ее обидчиков: «Если я сочту, что она лучше других будет служить Америке в должности главы Госдепартамента, я назначу ее на эту должность». Напомним, вскоре после событий в Бенгази Райс назвала их проявлением «спонтанной реакции», однако позднее выяснилось, что нападение на консульство США было заранее спланированной террористической акцией.
Сенаторы отреагировали быстро и жестко. Грэхем распространил следующее заявление: «Господин президент, я ни минуты не сомневался в том, что вы целиком ответственны за Бенгази. Думаю, в качестве главнокомандующего вы провалились до, во время и после этого инцидента». В том же духе выступил Маккейн: «Этот президент и эта администрация виновны или в чудовищной некомпетентности, или в сокрытии. И то и другое неприемлемо для американского народа».
По мнению замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрия Суслова, полемика республиканцев – это махание кулаками после драки. Они разочарованы тем, что не смогли выгнать Обаму из Белого дома или взять под контроль обе палаты Конгресса. «Было бы смешно сравнивать этот скандал с Уотергейтом, – считает эксперт. – Реальных инструментов инициирования процедуры импичмента у республиканцев нет, ничего серьезного Обама от американского народа не утаивал».
Памятуя все о том же инциденте в Бенгази, Обама проявил предельную осторожность в вопросе вооружения сирийской оппозиции. Он отметил, что рад созданию единого органа оппозиции (Национальной коалиции сил сирийской революции), но «пока не готов признать его в качестве правительства в изгнании». Под оппозицию маскируются экстремистские элементы, пояснил он, нужны гарантии того, что оружие не попадет в руки людей, которые впоследствии причинят ущерб американцам.
Другим ключевым вопросом, обсуждавшимся на конференции, стали экономические проблемы и грозящий США «фискальный обрыв». Обама наотрез отказался от любой сделки по бюджету, которая не предусматривала бы повышения налогов на доходы свыше 250 тыс. долл. в год. В то же время он не исключил компромисса по вопросу о размере такого повышения. При этом для граждан с более низким уровнем дохода, по плану Обамы, продолжат действовать налоговые послабления.
Удастся ли сторонам договориться? «Если компромисс и будет достигнут, то в последний момент, как это было в августе 2011 года, – считает Суслов. – Сейчас Обама лишь риторически говорит об открытости к диалогу и компромиссу, республиканцы на фоне той ярости, которую они испытывают по итогам выборов 6 ноября, тоже не готовы пойти на уступки. Но ради того, чтобы избежать фискального обрыва, они будут необходимы, иначе произойдет автоматический секвестр бюджета».