Моаз аль-Хатиб – глава Национальной коалиции сил сирийской революции.
Фото Reuters
Западные и арабские страны пообещали вооружить сирийскую оппозицию. Администрация переизбранного президента США Барака Обамы сделала ставку на орган объединенных оппозиционных сил, созданный на днях в столице Катара Дохе, – Национальную коалицию сил сирийской революции (НКССР). Она пришла на смену Сирийскому национальному совету (СНС), который состоял преимущественно из эмигрантов и не пользовался широким признанием. Как ожидается, участники клуба «друзей Сирии» признают НКССР легитимным представителем сирийского народа уже в середине декабря на международной конференции в Марокко. Поставки оружия НКССР позволят избежать его попадания в руки джихадистов.
Как минимум 10 государств пообещали обеспечить НКССР оружием. В их числе Франция, Великобритания, ФРГ, США, Катар, Саудовская Аравия. Об этом сообщил Интерфаксу представитель СНС Махмуд аль-Хамза. Такое решение стало возможным после создания органа, представляющего, как утверждают, около 90% оппозиционных групп Сирии. Руководителем НКССР назван проповедник Моаз аль-Хатиб.
Теперь коалиция попытается объединить отряды Свободной сирийской армии (ССА) и добиться международного признания переходного правительства. Последнее может произойти в середине декабря в Марокко на встрече группы «друзей Сирии». Если НКССР станет легитимным представителем сирийского народа, это позволит ей заморозить вклады правительства Сирии, убрать представляющие Дамаск посольства и даже занять пустующее место в Лиге арабских государств. А главное, легитимирует ее борьбу против Асада. Коалиция объявила о том, что намерена добиваться свержения его режима и не хочет идти на диалог.
Конечно, Запад и так производил поставки оружия сирийской оппозиции, но до сих пор это делалось скрыто, через Катар, Садовскую Аравию и Турцию под контролем ЦРУ. Менее недели назад глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что, по его информации, в руках сирийской оппозиции находится около 50 ПЗРК Stinger американского производства. О том же ранее свидетельствовал и бывший начальник Генштаба Николай Макаров. А в июне New York Times рассказала, что ЦРУ секретно действует на юге Турции, помогая определять, каким боевикам можно отдавать оружие, чтобы оно не попало в руки джихадистов и «Аль-Каиды». Издание уточнило, что имело в виду автоматы, ручные противотанковые гранатометы, подрывные средства.
«Режим больше всего боится объединенной оппозиции», – говорил бывший премьер-министр Сирии Рияд Хиджаб, дезертировавший в августе. Так ли это?
За ответом мы обратились к главному научному сотруднику ИМЭМО РАН Георгию Мирскому. Что касается СНС – представителей эмиграции, то ему так и не удалось ни создать эффективное руководство, ни найти единого лидера, ни получить признания тех, кто воевал в поле, сказал «НГ» Мирский. У Запада же есть расчет на то, что, приобретая оружие через Турцию и арабские страны и имея психологическое преимущество, повстанцы в конце концов добьются перевеса и свалят режим. Но Западу нужны гарантии, что это оружие не попадет в руки «Аль-Каиды», что террористы не получат шансов прийти к власти и не превратят Сирию в свой плацдарм. Для этого необходима организация, где большинство было бы готово сотрудничать с Западом в военном и политическом отношениях, хотя бы «Братья-мусульмане» египетского образца. Поэтому в течение всех последних месяцев прилагались усилия по созданию органа, которому можно было бы легально поставлять оружие и который не дал бы хода джихадистам и террористам. В этом большую роль сыграли американцы. В частности, существует базирующаяся в Вашингтоне «Группа поддержки Сирии». Она контролирует всю помощь, которая идет оппозиции, и скорее всего эта помощь включает оружие.
Что будет дальше? Мирский считает, что события во многом будут развиваться по ливийскому сценарию. «Будет создано правительство в изгнании, оно получит широкое международное признание, Запад будет поставлять ему военную помощь, – прогнозирует эксперт. – Затем будет реализован турецкий план о создании зон безопасности на границе. Там укроется гражданское население и формирования ССА, у которой пока нет своего Бенгази. Башар Асад начнет наступление именно на эти зоны, бросит туда авиацию и танки. Тогда оппозиция попросит Запад создать бесполетную зону. В США растет нетерпение, и теперь, когда Обама уже переизбран, ничто не мешает ему пустить в ход ракеты для уничтожения ПВО, но в этот момент на сцену выйдет Иран, который жестко настроен на то, чтобы не допустить падения своего союзника в арабском мире. Тогда война уже приобретет другой характер».